Эпопея с УФИ для сварщиков продолжается. К нам обратился один из клиентов, который хотел бы всё же эту самую вредную вредность для своих работников получить. Интересно, что, не зная об этом, он ссылался на ответ, который Минтруд мне написал на мой повторный запрос касательно УФИ (лежит в Библиотеке форума) - типа, вот видите, сам Минтруд считает, а вы... Напугал ежа, ага...))
Ну, мы вот так ответили. Будет много букв, но, в общем, ничего нового. И всё же - вдруг кому пригодится.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», регулирование специальной оценки условий труда осуществляется Трудовым кодексом РФ, указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
При этом, однако, следует учитывать, что далеко не все документы федеральных и иных органов исполнительной власти являются обязательными к исполнению нормативными правовыми актами.
Номенклатура и порядок подготовки, утверждения, ввода в действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти установлены Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. №1009).
В дополнение к указанным Правилам, номенклатура и порядок подготовки, утверждения, ввода в действие нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, установлены Правилами разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 г. №255).
В соответствии с указаниями пунктов 1 и 2 раздела I Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, к указанным актам относятся постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, издаваемые федеральными органами исполнительной власти во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
В силу действия пункта 2 Правил разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, к таковым актам относятся правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.
Одним из основных условий для приобретения каким-либо актом статуса нормативного правового является его государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ, осуществляемая в порядке, определяемом разделом II Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (см. пункт 11 раздела II указанных Правил).
Акты любых федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения охраны труда, разработанные, принятые, опубликованные и введённые в действие с нарушением требований Постановлений Правительства РФ от 13.08.1997 г. №1009 и от 26.02.2022 г. №255, не обладают статусом нормативных правовых актов и, соответственно, применяться в качестве таковых не могут (см. также пункт 19 раздела II Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации).
Более того, в силу нормы пункта 2 раздела I ранее упомянутых Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.
Учитывая изложенное, следует констатировать, что письмо Минтруда России от 30.10.2024 г. исх. №15-1/ООГ-3336 (являющееся, отметим, ответом Минтруда России на повторный запрос сотрудника нашей Компании), указанное в одном из Ваших обращений в качестве обоснования возможности установления по результатам специальной оценки условий труда вредных условий труда первой степени (класс условий труда – 3.1) по фактору ультрафиолетового излучения работникам Вашей организации, занятых на рабочих местах сварщиков, не имеет статуса нормативного правового акта, фактически отражая личное мнение его подписанта на конкретную дату.
Таким образом, в силу упомянутой ранее нормы части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», положения и утверждения настоящего письма не представляется возможным использовать в повседневной практике проведения специальной оценки условий труда по рассмотренному в нём вопросу без необходимых корреспондирующих изменений, долженствующих быть внесёнными в соответствующий нормативный правовой акт, непосредственно регламентирующий вопросы специальной оценки условий труда, поскольку таковое использование прямо противоречит соответствующим указаниям Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (часть 1 статьи 2) и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного статьями 5.27.1 и 14.54 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в отношении работодателя и организации, проводящей специальную оценку условий труда, соответственно).
Изложенная точка зрения полностью разделяется и самим Минтрудом России, указавшим в последнем абзаце письма от 30.10.2024 г. исх. №15-1/ООГ-3336, что (цитата) «мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом».
Более того, в имеющемся более раннем письме Минтруда России от 15.03.2018 г. исх. №15-1/ООГ-624 прямо указывается, что (цитата) «Минтруд России не уполномочен комментировать порядок проведения специальной оценки условий труда у конкретного работодателя и не вправе вмешиваться и оказывать влияние на процедуры проведения специальной оценки условий труда и её результаты» по причине того, что специалисты Минтруда России не являются экспертами по проведению специальной оценки условий труда, как это установлено требованиями Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Процедуры, механизмы и алгоритмы проведения специальной оценки условий труда регламентируются и конкретизируются Методикой проведения специальной оценки условий труда (Приложение №1 к Приказу Минтруда России от 21.11.2023 г. №817н), являющейся обязательным к исполнению нормативным правовым актом.
В силу нормы пункта 19 Методики проведения специальной оценки условий труда, (цитата) «исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учётом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов». Штатный производственный процесс работника по профессии «сварщик» (включая электрогазосварщика, сварщика ручной сварки и т.д.) подразумевает обязательное использование средств индивидуальной защиты, в том числе - лица (щиток, маска или шлем сварщика с флинтглассом либо стеклом, аналогичным по характеристикам) и рук (рукавицы или краги сварщика) - не пропускающих ультрафиолетовое излучение.
Норма пункта 74 Методики проведения специальной оценки условий труда устанавливает, что при воздействии на работника электромагнитных излучений оптического диапазона (лазерного и ультрафиолетового) классификация условий труда по данному фактору должна производиться в соответствии с Приложением №11 к Методике. Указанная норма носит императивный характер, что означает возможность использования в рамках специальной оценки условий труда для классификации условий труда по ультрафиолетовому и лазерному излучениям только и исключительно информации, приведённой в Приложении №11.
Таблица 2 Приложения №11 содержит указания по классификации условий труда по ультрафиолетовому излучению, при этом пункт 74 (второй абзац) Методики проведения специальной оценки условий труда дополнительно информирует (не устанавливая каких-либо обязательных требований и норм), что допустимая интенсивность облучения работников ультрафиолетовым излучением в этой таблице определена в соответствии с пунктами 78-81 СанПиН 1.2.3685-21.
В свою очередь, пункт 81 СанПиН 1.2.3685-21 устанавливает предельно допустимые уровни ультрафиолетового излучения для случаев, когда работник использует средства индивидуальной защиты лица и рук, не пропускающие ультрафиолетовое излучение (что, как уже было показано ранее, характерно для штатного производственного процесса работников по профессии «сварщик», в том числе – электрогазосварщика, сварщика ручной сварки и т.д.). При этом, однако, в таблице 2 приложения №11 к Методике проведения специальной оценки условий труда не содержится норм (и соответствующих градаций для классификации условий труда), корреспондирующих пункту 81 СанПиН 1.2.3685-21.
Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что, как было установлено выше, указание на возможность классификации условий труда по факторам ультрафиолетового и лазерного излучений только и исключительно информации, содержащейся в Приложении №11 к Методике проведения специальной оценки условий труда, является императивным (первый абзац пункта 74 Методики), а сведения о том, что при составлении таблицы 2 Приложения №11 использовались нормы пунктов 78-81 СанПиН 1.2.3685-21 (второй абзац пункта 74 Методики), носят исключительно информационный характер и не устанавливают обязательных требований и норм, следует констатировать, что в рамках проведения специальной оценки условий труда классификация условий труда по фактору ультрафиолетового излучения для работников по профессии «сварщик» (в том числе – электрогазосварщика, сварщика ручной сварки и т.д.), в обязательном порядке долженствующих в штатных технологических процессах использовать средства индивидуальной защиты лица и рук, не пропускающие ультрафиолетовое излучение, невозможна.
Следует также отметить, что по той же самой причине – отсутствию в таблице 2 Приложения №11 к Методике проведения специальной оценки условий труда соответствующих градаций для классификации условий труда – в рамках специальной оценки условий труда в указанных целях невозможно использовать и допускаемые для применения в специальной оценке условий труда (часть 7 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») результаты производственного контроля за условиями труда, в том числе (для рассматриваемой ситуации) - по фактору ультрафиолетового излучения на рабочих местах работников, использующих средства индивидуальной защиты лица и рук, не пропускающие ультрафиолетовое излучение.
В свою очередь, указанное выше письмо Минтруда России от 30.10.2024 г. исх. №15-1/ООГ-3336, содержащее противоположную точку зрения, не является обязательным к исполнению нормативным правовым актом и не содержит норм права, позволяющих предположить возможность применения и обязательного исполнения приведённых в его соответствующей части соображений в рамках специальной оценки условий труда.