Новая методика СОУТ 817н

  • Автор темы Автор темы EUGEN
  • Дата начала Дата начала
Где именно в ГОСТе про приложения и сноску?
5.17 Результаты должны быть представлены точно, четко, недвусмысленно и объективно и должны включать в себя всю информацию, необходимую для интерпретации результатов, а также всю информацию,требуемую в соответствии с применяемым методом.
При наличии приложения к протоколу испытаний в тексте ставят отметку о наличии приложения и краткое описание приложения (например, чертежи, эскизы и др. документы).
 
Шапку, название можно "довести", коллеги. Шаблон же. Это не проблема. Проблема в том, что если на расчеты не аккредитованы, то появление в протоколе расчетных данных - работа вне области. А ввести в область не получится, потому что их ведем по Методике СОУТ, которая НЕметодика измерений (в приказе РА № 11 даже пример такого "не надо" есть). Была мысль вынести расчеты в отдельный документ, типа заключения эксперта, но... мы же обязаны вывести класс УТ в протоколе, а как если класс определяется с учетом расчетов, которые не будут являться данными из него? Если б это было отбором проб, ГОСТ 17025 разрешает написать, что какие-то данные получены из вне (от заказчика, например). А в отношении протоколов такие допуски не предусмотрены...
Мне кажется, что надо разделять протокол СОУТ и протокол РА. Гармонизации требований двух ведомств мы не дождемся никогда.
А расчетные показатели надо было давно еще внести в ОА (энергетические экспозиции, интенсивности излучений и т.п.). Аттестованные методики, включающие в себя расчетные показатели (кроме измеряемых), появились несколько лет назад.
 
что надо разделять протокол СОУТ и протокол РА
Это смотря по каким методикам измерять, к примеру, Руководство на Метеоскоп
Приложение Д. Методика выполнения измерений параметров микроклимата на рабочих местах
3. Анализ результатов измерений параметров микроклимата.
В зависимости от совокупности факторов условий труда, по Табл. 5.2 и 5.3 СанПиН 1.2.3685-21 определяется допустимость условий труда на обследуемом РМ.
 
5.17 Результаты должны быть представлены точно, четко, недвусмысленно и объективно и должны включать в себя всю информацию, необходимую для интерпретации результатов, а также всю информацию,требуемую в соответствии с применяемым методом.
При наличии приложения к протоколу испытаний в тексте ставят отметку о наличии приложения и краткое описание приложения (например, чертежи, эскизы и др. документы).
Это не 5.17, а 7.8.1.2
Точная цитата: 7.8.1.2 Результаты должны быть представлены точно, четко, недвусмысленно и объективно, как правило, в форме отчета (например, отчет об испытаниях, свидетельство (сертификат) о калибровке или акт отбора образцов) и должны включать в себя всю информацию, согласованную с заказчиком и необходимую для интерпретации результатов, а также всю информацию, требуемую в соответствии с применяемым методом.
Про приложения к протоколу в ГОСТе 17025 ничего нет.
 
А расчетные показатели надо было давно еще внести в ОА (энергетические экспозиции, интенсивности излучений и т.п.). Аттестованные методики, включающие в себя расчетные показатели (кроме измеряемых), появились несколько лет назад.
В том-то и дело, Алексей, что эффект суммации веществ однонаправленного действия в ВРЗ рассчитывается по пунктам в методике проведения СОУТ. А она НЕметодика измерений...
 
БФ
 

Вложения

  • Патогены.JPG
    Патогены.JPG
    194 KB · Просмотры: 149
Здравствуйте, такой вопрос: в отчете заключении эксперта сентябрьская дата, а дата замеров июньская. На какую методику правильнее будет ссылаться в итоге в отчете? Подскажите, пожалуйста.
 
Здравствуйте, такой вопрос: в отчете заключении эксперта сентябрьская дата, а дата замеров июньская. На какую методику правильнее будет ссылаться в итоге в отчете?
Щепетильный вопрос) Вообще так никак не должно было получиться. Нельзя провести по одной, а в конце уже переходить на другую... Есть возможность поставить в отчете августовскую дату Вам?
 
Щепетильный вопрос) Вообще так никак не должно было получиться. Нельзя провести по одной, а в конце уже переходить на другую... Есть возможность поставить в отчете августовскую дату Вам?
К сожалению, нет. Руководитель считает надо ссылаться на 817н. Отчет огромный, не хотелось переделывать эту гору, думала может найду хоть какое-то письмо с разъяснением от минтруда, но нет.
 
отчете заключении эксперта сентябрьская дата
правильнее будет ссылаться в итоге в отчете?
Чувствую себя идиотом. Отчет - это набор карт, протоколов, ведомостей, плана, каких-нибудь заключений эксперта (результаты идентификации и "для декларации"). Формы и содержание заключений никем и ничем не регламентированы. Что за еще один какой-то отчет, что в нем написано и почему в нем нужно на что-то ссылаться?
 
Нет новой информации?
Есть, как не быть. Изначально Минтруд ответил своей обычной отпиской (см. вложение), причём даже зарегистрировал моё обращение на неделю с лишним позже того, как я его направил.

Я и плакал, и смеялся одновременно…
Текст запроса: «Прошу уточнить, каким именно образом, в соответствии с Методикой проведения СОУТ, можно классифицировать условия труда по фактору "ультрафиолетовое излучение" (УФИ) для лиц, использующих при работе СИЗ лица и рук, не пропускающих УФИ (например, для электрогазосварщиков), если таблица 2 приложения №11 к Методике НЕ СОДЕРЖИТ соответствующих указаний?
Пунктом 74 Методики установлено, что "допустимая интенсивность облучения работников УФИ определена в соответствии с пунктами 78 - 81 СанПиН 1.2.3685-21". Пункт 81 указанного СанПиН как раз и устанавливает нормы для случаев, когда работник использует СИЗ лица и рук, не пропускающие УФИ, однако в таблице 2 приложения №11 к Методике не содержится норм (и соответствующих градаций для классификации условий труда), корреспондирующих пункту 81 СанПиН 1.2.3685-21. Кроме того, в силу этого же обстоятельства (отсутствия градаций для классификации условий труда) в целях классификации условий труда по УФИ для лиц, использующих СИЗ лица и рук, не пропускающих УФИ, невозможно также и применение результатов производственного контроля».

Разумеется, подобный ответ меня ни разу не удовлетворил, и я отправил повторное обращение в МТ по этому же вопросу. Вот текст: "Коллеги! Сегодня получил от Вас ответ на своё обращение от 20.09.2024 г. №ОГ-43379 по поводу классификации условий труда по фактору ультрафиолетового излучения (УФИ) для сварщиков, датированный 04.10.2024 г. за исх. №15-1/ООГ-3117. Этот "ответ" является банальной отпиской.
Нимало не сомневаясь в том, что (цитата из указанного ответа Минтруда РФ) "указанное позволит в полной мере учесть требования указанного СанПиНа 1.2.3685-21 при отнесении условий труда по ультрафиолетовому излучению" (к чему, кстати, отнести - к группе, к классу, к разряду?), прошу всё же ответить ПО СУЩЕСТВУ ВОПРОСА: каким именно образом (каким классом) следует классифицировать условия труда сварщиков (электрогазосварщиков) в случае, если по данным инструментальных измерений в рамках СОУТ или при учёте данных производственного контроля за условиями труда (даже если представить, что подобные измерения каким-либо образом могут быть произведены - в условиях полного отсутствия в РФ средств измерений, способных измерять уровень импульсного УФИ, каковое импульсное УФИ как раз и наиболее характерно при производстве электрогазосварочных работ), получены превышения нормируемых значений УФИ. Например, превышение нормируемых значений в 3,76 раза соответствует классу условий труда 3.3 или 3.4? Или, возможно, сразу - классу 4? А превышение нормативных значений УФИ, скажем, в 1,23 раза - это класс условий труда для электрогазосварщиков 3.1 или 3.2?
Ещё раз убедительно прошу ответить ПО СУЩЕСТВУ ВОПРОСА, не прибегая к размытым и скрывающим смысл ответа формулировкам.
Если подобные вопросы (и порождаемые ими проблемы) вызваны, скажем, простой и вполне объяснимой технической ошибкой при вёрстке окончательного текста новой Методики СОУТ (Приказ МТ России №817н) - например, "при утверждении окончательной редакции Методики СОУТ по какой-либо причине "выпала из вёрстки" соответствующая строчка таблицы 2 приложения №11 к Методике», - то, может быть, об этой технической ошибке следует информировать профессиональное сообщество (организации, проводящие СОУТ, ГИТ и ГЭУТ регионов, специалистов по охране труда) и инициировать внесение соответствующих изменений в Методику проведения СОУТ, утверждённую Приказом МТ России №817н?"
.

И вот на этот запрос мне ничего не ответили пока, а потому я повторно купил себе попкорна и продолжаю наслаждаться жизнью, ожидая ответа...

А пока делаю так: в перечень факторов при идентификации (в смысле нормы статьи 3 закона №426-ФЗ) УФИ у сварщиков включаю (ну, не я, конечно, а мои коллеги, кто непосредственно СОУТ оформляет), но и в заключении по идентификации, и в итоговом заключении заботливо прописываю, что никакой классификации УТ по данному фактору выполнить невозможно. И заботливо же (чтобы, скажем, работодатель, члены комиссии, работники либо, паче чаяния, сотрудники ГИТ или ГЭУТ понять смогли) объясняю, почему именно. И добавляю, что даже результаты ПК для классификации мы использовать тоже не сможем. И опять так же заботливо объясняю...
 

Вложения

Последнее редактирование:
УФИ у сварщиков включаю
При всем уважении к вашим, несомненно, правильным и полезным идеям и советам, задам вопрос:

Зачем вообще идентифицировать, то, что не оценить?

Сварщики не подлежат идентификации и эксперт вправе сам определять перечень подлежащих измерениям факторов, в одном из указаний 817н к таким местам, значится, что эксперту Необходимо изучать документацию и т.п., так вот берет он сводную ведомость по предыдущей оценке и видит в графе УФИ "-", пусть даже ощущая всем телом УФИ , тепловое излучение, ЭМП 50Гц, ну и что?

В законе написано, что все факторы, которые идентифицированы должны быть измерены, зачем ставить задачи ИЛ (риски дополнительные, трудозатраты), которые непригодны к использованию?

В современной действительности должность Зав. лаб - это примерно как Гл. инженер, то есть максимально приближенный к управлению задачами в т.ч. экономической деятельности организации.

За такие "творения" эксперт может и "получить", а если эксперт опасается неправильной идентификации и перестраховывается, не зная как потом в случае претензий "отписываться" и "оправдываться", то это и не Эксперт вовсе.

Надо признать, что в разрезе 33н, ваша аналогичная позиция по БФ не несла никаких доп. усилий. тем самым была оправдана.
 
Ну, во-первых, мы в рамках первого мероприятия СОУТ - мероприятия по идентификации (часть 1 статьи 3 закона №426-ФЗ) - производственные факторы у сварщиков не "идентифицируем", а - "включаем в перечень", потому что сварщики, как вы правильно заметили, подпадают под часть 6 статьи 10 закона. В свою очередь, это означает, что в части мероприятия по идентификации к производственным факторам на РМ сварщика, в том числе и УФИ, применимы положения пункта 14 Методики - в той его части, которая касается того, что именно необходимо делать эксперту для "определения перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям". Там, напомню, говорится об "обследовании" РМ, "изучении документов" и т.д. А ещё - об "иных мероприятиях, предусмотренных процедурой осуществления идентификации в соответствии с пунктами 5 и 7 настоящей Методики". Пункт 5 нам в данном контексте не очень интересен, а вот в пункте 7, помимо прочего, указано на необходимость изучения "технологической документации, характеристик технологического процесса", "должностной инструкции и иных документов, регламентирующих обязанности работника", "результатов ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов".
Отлично. У нас есть НПА - "Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ" (утв. Приказом Минтруда России от 11.12.2020 г. №884н). И в нём в подпункте 5 пункта 6 в качестве одного из вредных и (или) опасных производственных факторов, могущих воздействовать на работников, указано УФИ. Аналогичная информация (о наличии на РМ сварщика УФИ) содержится и в любом учебнике по сварке и сопутствующим процессам (см., например, "из свежих": Стаценко В.Н., Воробьев А.Ю., Садыков Р.Х., Гончарова И.А. Методика проектирования вентиляции сварочных участков и цехов: учебное пособие для вузов / Политехнический институт ДВФУ. – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2022). Кроме того, информация о том, что УФИ - один из вредных производственных факторов при сварке, как правило, имеется в материалах ПК (правда, не знаю, как именно это излучение измеряли), прекрасно известна и РПН, и самим работникам (некоторые даже "вредность" по итогам АРМ по нему имели).
Так что по итогам мероприятия по идентификации УФИ необходимо включать в перечень производственных факторов, подлежащих "исследованиям (испытаниям) и измерениям". Это полностью соответствует требованиям и закона, и Методики.
Далее. Читаем пункт 15 Методики: "исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы или определены в порядке, установленном главой II настоящей Методики". По сравнению с текстом старой Методики здесь сделана попытка распространить необходимость "исследований (испытаний) и измерений" не только на идентифицированные (по Классификатору) факторы, но и на факторы, включённые в перечень факторов, составленный для РМ, подпадающих под ограничения части 6 статьи 10 закона. Как мы помним, раньше это было самой огромной логической "дырой" в процедурах СОУТ - если буквально читать текст старой Методики (и - до сих пор - и текст закона), то с факторами на этих "ограниченных" местах не предполагалось ничего делать в дальнейшем. Ну ладно, сейчас не столько об этом - хоть и криво, но прикрыться попытались. Я вот о чём всё же: почему-то часто забывается, что "идентифицированные" (в смысле части 1 статьи 3 закона) факторы (в том числе - включённые в перечень факторов для "ограниченных" РМ) подлежат не только ИЗМЕРЕНИЮ, но и ИССЛЕДОВАНИЮ (ИСПЫТАНИЮ). При этом что такое "исследования (испытания)" нигде не говорится, то есть этими терминами можно назвать всё, что угодно. Вот и получается: фактор УФИ увидели, внесли в перечень, начинаем его "исследовать (испытывать)" - например, путём изучения текстов соответствующих пунктов и приложений Методики, - и внезапно понимаем, что даже если мы чего-то как-то измерим (или данные ПК получим), то классифицировать УТ по этому фактору никак не можем. Что в заключении эксперта и фиксируем. А для верности - в обоих заключениях. И объясняем, почему - типа, соломки подстелили себе.
И вот всё сложилось в итоге - и фактор определили как действительно у сварщика присутствующий, и исследовали (испытали) его всячески. Правда, с измерениями, конечно, что-то пошло не так, но даже если их и провести получилось, то мы всё равно протокол не сможем выдать в рамках СОУТ - потому что в протоколе том должно содержаться заключение эксперта по КУТ, а откуда же мы этот КУТ возьмём, если Методика дебильная. Ну и тогда ходи, сварщик, без КУТ и без вредности соответствующей. А мы в шоколаде... Все требования законодательства мы соблюли, а то, что ничего классифицировать не смогли - так то не наша вина. Мы так старались, так старались...
 
Последнее редактирование:
Коллеги, чуть меньше месяца назад сделали запрос с Минтруд:
с 1 сентября 2024 года вступил в действие Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.11.2023 № 817н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
Пунктом 37 Методики допускается оценка условий труда без проведения измерений:
37. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений в отношении:
рабочих мест организаций, осуществляющих деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и (или) в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности при наличии соответствующих разрешительных документов (лицензии) на право осуществления такой деятельности;
рабочих мест организаций, осуществляющих деятельность в области использования в замкнутых системах генно-инженерно-модифицированных организмов II степени потенциальной опасности;
рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность;
рабочих мест работников, непосредственно осуществляющих ветеринарную деятельность, государственный ветеринарный надзор и (или) проводящих ветеринарно-санитарную экспертизу.
Пунктом 20 Методики проведения СОУТ устанавливается, что результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям, с указанием:
1) полного наименования организации, проводящей специальную оценку условий труда, регистрационного номера записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, а также сведений об аккредитации в национальной системе аккредитации (номер аттестата аккредитации, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц);
2) уникального номера протокола (определяется организацией, проводящей специальную оценку условий труда), содержащегося на каждой странице протокола вместе с номером страницы протокола;

14) заключение по фактическому уровню вредного и (или) опасного фактора на всех местах проведения его исследований (испытаний) и измерений с указанием итогового класса (подкласса) условий труда вредного и (или) опасного фактора.
Таким образом, подпунктом 17 пункта 20 Методики проведения СОУТ устанавливается, что заключение по фактическому уровню вредного и (или) опасного фактора с указанием итогового класса (подкласса) условий труда вредного и (или) опасного фактора оформляется протоколами с указанием сведений об аккредитации в национальной системе аккредитации (номер аттестата аккредитации, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц). В том числе без проведения измерений (см. пункт 37 Методики СОУТ). Других вариантов оформления заключения по фактическому уровню вредного и (или) опасного фактора на всех местах проведения его исследований (испытаний) и измерений с указанием итогового класса (подкласса) условий труда вредного и (или) опасного фактора в Методике нет.
В разделе II. Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 № 934 «Об утверждении Правил принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности» перечислены случаи признания недействительными отчетов аккредитованной испытательной лаборатории. В пункте 4 Постановления Правительства № 934 перечислены случаи принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительным отчета испытательной лаборатории. В том числе в случае (подпункт «б») установления факта выдачи испытательной лабораторией отчета испытательной лаборатории без фактического проведения исследований (испытаний) и измерений, экспертизы или иных видов работ.
Иными словами, при установлении факта выдачи ИЛ отчета (протокола) без проведения измерений согласно ПП № 934 Федеральная служба по аккредитации принимает решение о признании отчета (протокола) недействительным.
Выявление осуществляется по результатам проведения:
а) контрольных (надзорных) мероприятий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, в том числе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
б) подтверждения компетентности испытательной лаборатории;
в) структурного, форматно-логического и иных видов контроля соответствия сведений.

Просим рассмотреть вопрос об устранении возникшей юридической коллизии и внести уточнение в Методику проведения СОУТ в отношении оформления отнесения условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами), которое осуществляется без проведения исследований (испытаний) и измерений, соответственно и без оформления протокола аккредитованной в ФСА испытательной лаборатории.


Сегодня получили ответ. Смотрите в прикреплении.
 

Вложения

  • Like
Реакции: ZARM
Эпопея с УФИ для сварщиков продолжается. К нам обратился один из клиентов, который хотел бы всё же эту самую вредную вредность для своих работников получить. Интересно, что, не зная об этом, он ссылался на ответ, который Минтруд мне написал на мой повторный запрос касательно УФИ (лежит в Библиотеке форума) - типа, вот видите, сам Минтруд считает, а вы... Напугал ежа, ага...))
Ну, мы вот так ответили. Будет много букв, но, в общем, ничего нового. И всё же - вдруг кому пригодится.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», регулирование специальной оценки условий труда осуществляется Трудовым кодексом РФ, указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
При этом, однако, следует учитывать, что далеко не все документы федеральных и иных органов исполнительной власти являются обязательными к исполнению нормативными правовыми актами.
Номенклатура и порядок подготовки, утверждения, ввода в действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти установлены Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. №1009).
В дополнение к указанным Правилам, номенклатура и порядок подготовки, утверждения, ввода в действие нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, установлены Правилами разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 г. №255).
В соответствии с указаниями пунктов 1 и 2 раздела I Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, к указанным актам относятся постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, издаваемые федеральными органами исполнительной власти во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
В силу действия пункта 2 Правил разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, к таковым актам относятся правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.
Одним из основных условий для приобретения каким-либо актом статуса нормативного правового является его государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ, осуществляемая в порядке, определяемом разделом II Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (см. пункт 11 раздела II указанных Правил).
Акты любых федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения охраны труда, разработанные, принятые, опубликованные и введённые в действие с нарушением требований Постановлений Правительства РФ от 13.08.1997 г. №1009 и от 26.02.2022 г. №255, не обладают статусом нормативных правовых актов и, соответственно, применяться в качестве таковых не могут (см. также пункт 19 раздела II Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации).
Более того, в силу нормы пункта 2 раздела I ранее упомянутых Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.
Учитывая изложенное, следует констатировать, что письмо Минтруда России от 30.10.2024 г. исх. №15-1/ООГ-3336 (являющееся, отметим, ответом Минтруда России на повторный запрос сотрудника нашей Компании), указанное в одном из Ваших обращений в качестве обоснования возможности установления по результатам специальной оценки условий труда вредных условий труда первой степени (класс условий труда – 3.1) по фактору ультрафиолетового излучения работникам Вашей организации, занятых на рабочих местах сварщиков, не имеет статуса нормативного правового акта, фактически отражая личное мнение его подписанта на конкретную дату.
Таким образом, в силу упомянутой ранее нормы части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», положения и утверждения настоящего письма не представляется возможным использовать в повседневной практике проведения специальной оценки условий труда по рассмотренному в нём вопросу без необходимых корреспондирующих изменений, долженствующих быть внесёнными в соответствующий нормативный правовой акт, непосредственно регламентирующий вопросы специальной оценки условий труда, поскольку таковое использование прямо противоречит соответствующим указаниям Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (часть 1 статьи 2) и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного статьями 5.27.1 и 14.54 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в отношении работодателя и организации, проводящей специальную оценку условий труда, соответственно).
Изложенная точка зрения полностью разделяется и самим Минтрудом России, указавшим в последнем абзаце письма от 30.10.2024 г. исх. №15-1/ООГ-3336, что (цитата) «мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом».
Более того, в имеющемся более раннем письме Минтруда России от 15.03.2018 г. исх. №15-1/ООГ-624 прямо указывается, что (цитата) «Минтруд России не уполномочен комментировать порядок проведения специальной оценки условий труда у конкретного работодателя и не вправе вмешиваться и оказывать влияние на процедуры проведения специальной оценки условий труда и её результаты» по причине того, что специалисты Минтруда России не являются экспертами по проведению специальной оценки условий труда, как это установлено требованиями Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Процедуры, механизмы и алгоритмы проведения специальной оценки условий труда регламентируются и конкретизируются Методикой проведения специальной оценки условий труда (Приложение №1 к Приказу Минтруда России от 21.11.2023 г. №817н), являющейся обязательным к исполнению нормативным правовым актом.
В силу нормы пункта 19 Методики проведения специальной оценки условий труда, (цитата) «исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учётом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов». Штатный производственный процесс работника по профессии «сварщик» (включая электрогазосварщика, сварщика ручной сварки и т.д.) подразумевает обязательное использование средств индивидуальной защиты, в том числе - лица (щиток, маска или шлем сварщика с флинтглассом либо стеклом, аналогичным по характеристикам) и рук (рукавицы или краги сварщика) - не пропускающих ультрафиолетовое излучение.
Норма пункта 74 Методики проведения специальной оценки условий труда устанавливает, что при воздействии на работника электромагнитных излучений оптического диапазона (лазерного и ультрафиолетового) классификация условий труда по данному фактору должна производиться в соответствии с Приложением №11 к Методике. Указанная норма носит императивный характер, что означает возможность использования в рамках специальной оценки условий труда для классификации условий труда по ультрафиолетовому и лазерному излучениям только и исключительно информации, приведённой в Приложении №11.
Таблица 2 Приложения №11 содержит указания по классификации условий труда по ультрафиолетовому излучению, при этом пункт 74 (второй абзац) Методики проведения специальной оценки условий труда дополнительно информирует (не устанавливая каких-либо обязательных требований и норм), что допустимая интенсивность облучения работников ультрафиолетовым излучением в этой таблице определена в соответствии с пунктами 78-81 СанПиН 1.2.3685-21.
В свою очередь, пункт 81 СанПиН 1.2.3685-21 устанавливает предельно допустимые уровни ультрафиолетового излучения для случаев, когда работник использует средства индивидуальной защиты лица и рук, не пропускающие ультрафиолетовое излучение (что, как уже было показано ранее, характерно для штатного производственного процесса работников по профессии «сварщик», в том числе – электрогазосварщика, сварщика ручной сварки и т.д.). При этом, однако, в таблице 2 приложения №11 к Методике проведения специальной оценки условий труда не содержится норм (и соответствующих градаций для классификации условий труда), корреспондирующих пункту 81 СанПиН 1.2.3685-21.
Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что, как было установлено выше, указание на возможность классификации условий труда по факторам ультрафиолетового и лазерного излучений только и исключительно информации, содержащейся в Приложении №11 к Методике проведения специальной оценки условий труда, является императивным (первый абзац пункта 74 Методики), а сведения о том, что при составлении таблицы 2 Приложения №11 использовались нормы пунктов 78-81 СанПиН 1.2.3685-21 (второй абзац пункта 74 Методики), носят исключительно информационный характер и не устанавливают обязательных требований и норм, следует констатировать, что в рамках проведения специальной оценки условий труда классификация условий труда по фактору ультрафиолетового излучения для работников по профессии «сварщик» (в том числе – электрогазосварщика, сварщика ручной сварки и т.д.), в обязательном порядке долженствующих в штатных технологических процессах использовать средства индивидуальной защиты лица и рук, не пропускающие ультрафиолетовое излучение, невозможна.
Следует также отметить, что по той же самой причине – отсутствию в таблице 2 Приложения №11 к Методике проведения специальной оценки условий труда соответствующих градаций для классификации условий труда – в рамках специальной оценки условий труда в указанных целях невозможно использовать и допускаемые для применения в специальной оценке условий труда (часть 7 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») результаты производственного контроля за условиями труда, в том числе (для рассматриваемой ситуации) - по фактору ультрафиолетового излучения на рабочих местах работников, использующих средства индивидуальной защиты лица и рук, не пропускающие ультрафиолетовое излучение.
В свою очередь, указанное выше письмо Минтруда России от 30.10.2024 г. исх. №15-1/ООГ-3336, содержащее противоположную точку зрения, не является обязательным к исполнению нормативным правовым актом и не содержит норм права, позволяющих предположить возможность применения и обязательного исполнения приведённых в его соответствующей части соображений в рамках специальной оценки условий труда.
 
Клиент, наверное, понял. А "виновнику торжества" хоть бы хны. В новой методике много "чудес" запрятано - Вы знаете, но Минтруд в одном из ответов совершенно спокойно ответил, что вносить в Методику СОУТ изменения, поправки будет по результатам правоприменительной практики (!!!), т.е. торопиться исправить свои косяки он не собирается.
Может быть пришла пора написать коллективное письмо в Минтруд или повыше?
 
ох тыж сколько букофф... А просто "нет норм в 817н" не прокатило?
 
Назад
Сверху