Новые правила обучения по охране труда 2464

  • Автор темы Автор темы EUGEN
  • Дата начала Дата начала
Типовой программы и/или перечня вопросов нет.
При работе на высоте или при проведении покрасочных работ ничего типового действительно нет, поэтому разрабатываем свою собственную программу.

Какую почасовку укладывать в свои программы обучения по этим ПОТам, любую?
Нет, не любую.
Пункт 53д) говорит, что работники рабочих профессий обучаются по программе, предусмотренной пунктом 46б), то есть по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, продолжительность которой не менее 16 часов. При разработке программ обязательно необходимо учесть:
1) требование пункта 47:
Сверх объема часов, затрачиваемых на обучение по программам обучения требованиям охраны труда, предусматриваются часы на обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты в случае организации отдельного самостоятельного процесса обучения по указанным темам в соответствии с настоящими Правилами
2) требование пункта 49:
Программы обучения требованиям охраны труда, указанные в подпунктах "б" и "в" пункта 46 настоящих Правил, должны содержать практические занятия по формированию умений и навыков безопасного выполнения работ в объеме не менее 25 процентов общего количества учебных часов. Практические занятия должны проводиться с применением технических средств обучения и наглядных пособий.
Программы обучения требованиям охраны труда должны учитывать специфику вида деятельности организации, трудовые функции работников и содержать темы, соответствующие условиям труда работников.

Таким образом, обычных работяг направляем на 16-ти часовое обучение по п.46б) + обучение ПП + обучение использованию СИЗ (при необходимости), а работников, особо отчаянных - выполняющих работы повышенной опасности - по 46б) + 46в) + обучение ПП + обучение использованию СИЗ (при необходимости). Так как продолжительность обучения в ПОТ по покрасочным работам не указана, её наверное можно установить самостоятельно. Не забываем, что перечень работ повышенной опасности, выполняющихся в организации, должен быть утвержден ЛНА. Примерный перечень работ представлен тють.
 
Вы задавались вопросом, почему новый порядок обучения есть, а толковых разъяснений по нему нет?
Я тоже. И не мы одни...
 
Обучение по СИЗ. Требования к обучению установлены в пункте 38
38. Обучению по использованию (применению) средств индивидуальной защиты подлежат работники, применяющие средства индивидуальной защиты, применение которых требует практических навыков. Работодатель утверждает перечень средств индивидуальной защиты, применение которых требует от работников практических навыков в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. При выдаче средств индивидуальной защиты, применение которых не требует от работников практических навыков, работодатель обеспечивает ознакомление со способами проверки их работоспособности и исправности в рамках проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте.

В зависимости от степени риска причинения вреда работнику СИЗ классифицируются в ТР ТС 019/2011 "Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты", п. 5.5
5.5. При выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:
1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;
2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
Полный перечень СИЗ 2 класса приведен в Приложении 4 к ТР ТС 019/2011

Вопрос 1: работодатель утверждает перечень СИЗ для будущего обучения на основании требований только этого ТР ТС 019/2011 (только таблицы из Приложения 4) или вправе включить в этот перечень те СИЗ, обучению безопасному применению которым он считает нужным и правильным? Регламент разделяет эти СИЗы на минимальный риск и необратимый. Минимальный не означает, что его нет. А значит СИЗы 1 класса то же могут причинить вред работнику, только он будет минимальный.

Вопрос 2: 2464 не устанавливает требования к содержанию программы обучения по СИЗам, упомянуты лишь правила носки, правила применения и практика. Если работник прошел обучение по "высоте", при котором он уже обучился использованию СИЗ для работы на высоте, нужно ли ему повторно обучение по СИЗам по 2464? Или провести проверку знаний и оформить протокол отдельно по 2464 все равно нужно, что бы был?
 
Ни 2464, ни ТК РФ, ни вводимый с 01.09.2023 Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 766н не дают четкого ответа на вопрос: каким СИЗ нужно обучать, а каким нет. Лично я делаю вывод, что РБТД сам принимает решение и закрепляет его в своих ЛНА (в идеале в СУОТ). Скорее всего для этого необходимо руководствоваться имеющимися в наличии ПОТами, СИЗами, степенью прямоты/кривизны рук работников...
Что касается пункта 5.5 ТР ТС, то ты все перепутал: подпункт говорит не о минимальном ущербе от применения СИЗ, а о том, что СИЗы 1 класса применяются тогда, когда риск причинения вреда пользователю минимален. По логике ТР ТС есть работы, где возможность получения травмы мала, соответственно и СИЗы там хитроделанные не нужны. Для простоты понимания мотаем документ до приложения 4 и смотрим:
- все СИЗ первого класса сертификации не подлежат, достаточно наличия декларации соответствия
- все СИЗ второго класса обязательно должны иметь сертификат, потому что и факторы жестче, и условия труда хуже (потенциально конечно же:)).
Получается, что обучению подлежат работники, применяющие СИЗ 2 класса (ну это вытекает из соображений здравого смысла).

Но... читаем 2464 и впадаем в ступор:
39. Программа обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты для работников, использующих специальную одежду и специальную обувь, включает обучение методам ее ношения, а для работников, использующих остальные виды средств индивидуальной защиты, - обучение методам их применения.
В рамках проведения обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты работники, использующие специальную одежду и специальную обувь, должны быть обучены методам их ношения. Работники, использующие остальные виды средств индивидуальной защиты, должны быть обучены методам их применения.
Еще раз, медленно:
- при использовании спец.одежды/обуви - обучение методам её ношения;
- при использовании всего остального - обучение методам их применения.
Чем руководствовались авторы этого пункта, можно лишь догадываться. Как будет выкручиваться Минтуда, вопрос весьма интересный... Буквальное чтение пункта наталкивает на мысль, что через обучение использованию СИЗ нужно прогонять всех, только объемы будут разными.

Лично у меня еще больше вопросов возникает к формулировке пункта 40:
Обучение по использованию (применению) СИЗ может проводиться как в рамках обучения требованиям ОТ у работодателя, в организации или у ИП, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам ОТ, так и отдельно в виде самостоятельного процесса обучения в соответствии с Правилами. В первом случае вопросы использования (применения) СИЗ включаются в программы обучения требованиям ОТ, во втором случае разрабатываются отдельные программы обучения по использованию (применению) СИЗ.
1. Мы имеем возможность получить обучение в своей организации, в УЦ (Юр.лицо или ИП - не суть важно), отдельно - то есть тремя различными способами, но далее в пункте говорится лишь про два. Что я упускаю???
2. Норма позволяет обучиться использованию (применению) СИЗ отдельно в виде самостоятельного процесса обучения в соответствии с Правилами. Что это за обучение, если п.4 постановления ничего такого не предусматривает?))

В сухом остатке, по моему скромному мнению, работодателю в любом случае необходимо в СУОТ прописать, при использовании каких СИЗ обучение необходимо, а когда нет. Здравый смысл говорит, что обучение требуется лишь при использовании некоторых СИЗ 2 класса - страховочные привязи и каски для работ на высоте (да, они отличаются от касок на стройке), всевозможные костюмы химической защиты, противогазы и их варианты (особенно если есть необходимость установки разных фильтрующих элементов), возможно каска строительная (все-таки если неправильно отрегулировать её, то защиты от падающих предметов не будет точно) и т.д. В остальных случаях - перчатки, резиновые сапоги, х/б халат, головной убор для защиты от солнечного света и пр. - ничего делать не нужно, достаточно общей информации при инструктаже, как того требует последнее предложение п.38).
 
Вот что по этому поводу пишет Ассоциация СИЗ (по моему разумению, те, кто протолкнул отдельной строкой в ПП обучение применению СИЗ):
Согласно нового Порядка обучения по охране труда, работодатель обязан обучать работников правильному применению средств индивидуальной защиты, применение которых требует от работников практических навыков.
Представляем перечень таких СИЗ:
  1. Средства индивидуальной защиты органов слуха.
  2. Средства индивидуальной защиты глаз, в том числе от неионизирующих излучений (очки защитные).
  3. Средства индивидуальной защиты лица (щитки защитные лицевые).
  4. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (респираторы, противогазы).
  5. Средства индивидуальной защиты головы (защитные каски).
  6. Средства индивидуальной защиты рук от вибрации.
  7. Средства индивидуальной защиты ног (обувь) от ударов, проколов и порезов.
  8. Средства защиты от падения с высоты. Средства спасения с высоты (системы эвакуации и спасения).
  9. Средства индивидуальной защиты, предназначенные для использования в качестве средств самоспасения и (или) спасения.
  10. Средства индивидуальной защиты от химических факторов (костюм защитный изолирующий).
  11. Средства индивидуальной защиты от повышенных температур, контакта с нагретой поверхностью, тепловых излучений, искр и брызг расплавленного металла.
  12. Средства индивидуальной защиты от термических рисков электрической дуги (комплекты от термических рисков электрической дуги совместно с нательным бельем, СИЗ головы, лица, рук, ног).
  13. Средства индивидуальной защиты от воздействия электростатического, электрического и электромагнитного полей (экранирующие комплекты).
  14. Диэлектрические средства индивидуальной защиты от воздействия электрического тока (перчатки диэлектрические, боты и калоши диэлектрические).
  15. Одежда специальная сигнальная повышенной видимости.
  16. Средства индивидуальной защиты дерматологические.
 

Пункт 5 Порядка говорит, что
Настоящие Правила не распространяются на обучение по ОТ и проверку знания требований ОТ, предусмотренные специальными требованиями к проведению обучения по ОТ, установленными нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования ОТ, а также нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов государственного контроля (надзора)

Мы можем сколь угодно долго плеваться от качества формулировок, но данную норму я понимаю это так, что если у нас имеется ПОТ, устанавливающий необходимость прохождения работниками специального обучения, то отношении них 2464 можно не использовать вообще.
Однако формулировки раздела Vl 2464 - в частности, пп.в) п.46 - написаны таким образом, что выполнять их все-таки необходимо.
Таким образом, работники, выполняющие (организующие) работы на высоте, проходят обучение по программам по 46б + 46в + обучение ПП. Обучение СИЗ проводить не нужно, так как оно предусмотрено разделом ll ПОТ, утв. приказом Минтруда от 16.11.2020 №782н. Полагаю,что если программа обучения работам на высоте включает в себя ПП (а оно наверняка есть), то обучение ограничится пунктами 46б (16 часов для вредников). Пройденнное обучение по ПОТу, предусмотренное 46в уже пройдено.
 
ты все перепутал: подпункт говорит не о минимальном ущербе от применения СИЗ, а о том, что СИЗы 1 класса применяются тогда, когда риск причинения вреда пользователю минимален
Писали бы по человечески, а то намыслемудрствуют, поди-разберись потом...
 
Пройденнное обучение по ПОТу, предусмотренное 46в уже пройдено.
То есть если у РБТД пройдено обучение по новым ПОТам (которые вступили в силу в 21 году, и периодичность обучения этим ПОТам в них не установлена), то до 01.09.2022 действуют порядки 1/29 - обучение ИТР этим ПОТам - 1 раз в три года, рабочим - 1 раз в год. У них на руках есть удостоверения с сроками действия. С 01.09.2022 по новым правилам 2464 необходимо провести внеплановое, в течение 60 дней. Для вновь принимаемых /переводимых проводить обучение по 2464 (а,б,в). А для действующих удостоверений - после окончания их срока действия? По 46а и 46б - через 3 года после обучения по 1/29 для ИТР и через 1 год для рабочих; по 46в - для всех (кто обучен ПОТам) ежегодно?
 
Писали бы по человечески, а то намыслемудрствуют, поди-разберись потом...
Согласен...

На самом деле все мои ответы - исключительно мое понимание ППРФ. Страшно представить, что начнет отвечать МТ/РТ с 1 сентября. Насколько будет гореть у СОТов, представлять хочется еще меньше.
После первого прочтения особых вопросов не возникло, вроде как все было логично и понятно, но после твоих вопросов начало приходить понимание, что документ критику выдерживает весьма слабо. И ведь он даже еще не начал работать. Что будет, когда он полностью вступит в силу, подумать действительно страшно. А ведь это постановление Правительства России - документ, каждая фраза которого по-идее должна быть выверена, точна и понятна...
 
Насколько будет гореть у СОТов, представлять хочется еще меньше.
У них есть 60 дней. Но гореть начинает уже сейчас. В первую очередь у командировочных - подрядчикам могут выкатывать новые требования с 01.09.2022, ну и по цепочке...
 
У них на руках есть удостоверения с сроками действия

В дополнение к этому посту: работники с пройденным обучением по высоте по 782н, принятые на работу после 01.09.2022 должны пройти обучение. Так гласит ст.214 ТК РФ. К сожалению, ПОТ 782н написан настолько хорошо, что там нет ни слова о том, где обучаются работники, но зато есть ч.2 п.25:
Удостоверение остается действительным, если изменилась фамилия работника или произошло переименование организации без изменения условий труда работника, а также в случае перевода работника на другую должность, при котором его обязанности по организации работ и (или) выполнению работ на высоте остаются прежними и не требуют дополнительных знаний

Соответственно при переходе в новую организацию начинает работать ст.214 ТК РФ...
Работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда
... и все, описанное в этой теме:
- обучение по 2464
- и обучение по высоте (и пофигу, что всем высотным корочкам без году неделя).

Поэтому РБТД в любом случае "попадает" на кэш в связи с вступлением 2464: если даже приходящие работяги и будут обучаться в УЦ, то инструктажи, стажировку и прочую фигню им будет проводить уже организация-РБТД, а для этого необходимо обучить по новому порядку своих работников. И ладно, когда речь про организацию, в которой полтора землекопа, или все работы на высоте выполняются силами подрядчиков... А если речь про своих сотрудников, то там расходы становятся весьма внушительные. Самая прелесть в том, что в ППРФ "все корки действуют до окончания срока действия", а Миноттуда в письмах скромненько рассказывает про внеочередные инструктажи, умалчивая, что для проведения этих инструктажей нужно людей обучить по новым правилам, а это время, деньги и нервы. Ну и вишенка на торте - новый НПА введен, но его качество, как обычно, хуже предыдущего.
 
подрядчикам могут выкатывать новые требования с 01.09.2022
Ну если заключается ГПД на выполнение высотных работ, то все не так безнадежно. Какая разница тебе, как заказчику, по какому НПА обучены подрядчики? Если ты все делаешь по закону, то выкатываешь н аплощадку хотелки с ТЗ, по которому люди должны быть обучены по законодательству, действующему на момент заключения договора. Если двигаешься в направлении, +/- схожим с законом, то вопросы также решаются. В любом случае это будет головной болью подрядчика.
 
Пункт 64 Порядка 2464 гласит "В случае совпадения сроков для проведения планового и внепланового обучения работников требованиям охраны труда достаточным является проведение планового обучения работников по актуализированным программам обучения".

Допустим, планируется обучение по пункту 46 Б по "программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков" - наиболее распространенной и универсальной почти для всех категорий работников. Типовой перечень вопросов, изучаемых при этом обучении, указан в приложении 3 к Порядку 2464, пункт 2. Цитирую для наглядности:
2. Примерный перечень тем для формирования программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей, идентифицированных в рамках системы управления охраной труда в организации и оценки профессиональных рисков:
а) классификация опасностей. Идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте;
б) оценка уровня профессионального риска выявленных (идентифицированных) опасностей;
в) безопасные методы и приемы выполнения работ;
г) меры защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
д) средства индивидуальной защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
е) разработка мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков;
ж) организация оказания первой помощи (при необходимости).

Вступили в силу с 01.09.2022 некоторые новые НПА (2464, 255, 223н, 291н, 342н, 298н), требуется внеплановое. Как эти новые НПА добавить к программе по 46 Б в виде "актуализации" что бы оформить проверку знаний и того и другого одним протоколом, а не двумя разными? Нужно ли дописать в программу по 46 Б куда-нибудь внизу в список литературы "актуализирована с учетом 2464, 255, 223н, 291н, 342н, 298н" (хотя они в эти вопросы изменений не вносят)? Можно ли в этом случае оформить в одном протоколе "проведено обучение по программе безопасных методов и приемов выполнения работ при воздействии... и вступивших в силу 2464, 255, 223н, 291н, 342н, 298н" в объеме 16+ часов с последующей проверкой знаний? Будет ли такая формулировка в протоколе чему-то противоречить?
 
Я думаю, что руководитель УЦ должен утвердить новую программу обучения, в которой фигурируют новые НПА, вступившие в силу с 1 сентября. Из практики: клиент при заключении договора всегда получает макулатуру для фиников, разные буклеты, а также программы обучения. Вот при проверке и показываем эти программы и протоколы, подтверждающие прохождение проверки знаний... Что касается собсно протоколов, то я не помню, чтоб к их оформлению существовали какие-то требования.
 
Добрый день. Коллеги сижу сейчас над программами обучения по охране труда по новым правилам. Вот такой вопрос водителя автомобиля обучать нужно по программе Б? (новых правил) какие водитель выполняет работы повышенной опасности ? нужна ли ему еще программа В ? Кто, что думает? (и если достатчоно программы Б то и проверку знаний водителю можно проводить 1 раз в 3 года?
 
Вот такой вопрос водителя автомобиля обучать нужно по программе Б?

Читаем Порядок:
53. Обучению требованиям охраны труда подлежат следующие категории работников:
...
д) работники рабочих профессий - по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте "б" пункта 46 настоящих Правил
...
 
какие водитель выполняет работы повышенной опасности ? нужна ли ему еще программа В ? Кто, что думает?

Я думаю, что Вам нужно почитать Правила по ОТ на автомобильном транпорте.
Если вкратце, то водитель - лицо, держащееся за баранку и выполняющее простые операции по уходу за авто - попинать накачать колесо, заправиться на АЗС и так далее. Полный функционал можно найти в ЕТКС/Профстандарте.

Немного фактов из ПОТа:
7. При эксплуатации транспортных средств на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:​
1) движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;
2) падающих предметов (элементов технологического оборудования, инструмента);
3) острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;
4) повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;
5) повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;
6) повышенной или пониженной температуры воздуха рабочей зоны;
7) повышенного уровня шума на рабочем месте;
8) повышенного уровня вибрации;
9) повышенной или пониженной влажности воздуха;
10) отсутствия или недостаточного естественного освещения;
11) недостаточной освещенности рабочей зоны;
12) физических перегрузок;
13) нервно-психических перегрузок.

В разделе 7 появляется наряд-допуск, намекающий на опасные работы. Но обратите внимание, что раздел про ТО и ремонт Вашей ласточки. Таким образом, если в функционал водителя эти виды работ не входят, то наряд не выдается (опасных работ не проводится), и обучение по 46в не требуется.
 
какие водитель выполняет работы повышенной опасности ?
ПОТ 871н (ссылка выше), пункт 59 и пара других пунктов ниже, то же полезных:
59. К работам по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, на производство которых выдается наряд-допуск, относятся:
1) работы, выполняемые внутри цистерн и резервуаров, в которых хранятся взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и токсичные вещества;
2) электросварочные и газосварочные работы, выполняемые внутри баков, в колодцах, коллекторах, тоннелях, каналах и ямах;
3) ремонт грузоподъемных машин (кроме колесных и гусеничных самоходных), крановых тележек, подкрановых путей;
4) нанесение антикоррозионных покрытий;
5) работы в местах, опасных в отношении загазованности, взрывоопасности, поражения электрическим током и с ограниченным доступом посещения.
60. Перечень работ, выполняемых по нарядам-допускам, утверждается работодателем и может быть им дополнен.
61. Одноименные работы с повышенной опасностью, проводящиеся на постоянной основе и постоянным составом работников, допускается производить без оформления наряда-допуска с проведением целевого инструктажа по утвержденным для каждого вида работ с повышенной опасностью инструкциям по охране труда.
62. При совместном производстве нескольких видов работ, по которым требуется оформление наряда-допуска, допускается оформление единого наряда-допуска с включением в него требований по безопасному выполнению каждого из вида работ.
 
нужна ли ему еще программа В ?
А вот тут все запутано.

2464, пункт 46 В "... по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда".

Первая часть понятна - работы повышенной опасности. Такие работы упоминаются в ПОТах (например в ПОТ 871н это пункт 57). А ещё они упоминаются в "Примерном положении о системе управления охраной труда", 776н, приложение 2. Их там целая куча, 76 штук, наименования работ с ПОТами дословно не совпадают.

Вторая часть "к которым предъявляются дополнительные требования". Тут есть ньюанс: в 776н к таким работам предъявляются отдельные требования (так написано в заголовке таблицы). Поэтому надо ли включать в 46В работы, перечисленные в 776Н - неясно. Если не надо, то остаются только работы повышенной опасности, поименованные в ПОТах.

Третья часть предложения "в соответствии с нормативными правовыми актами" является продолжением предложения и должна дополнять вторую часть. 776н требований к работам не содержит, только перечисляет.

Получается, что в программу 46 В правомочно включать только обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с правилами по охране труда (ПОТами), а не весь ПОТ целиком. Дополнить программу конечно можно чем угодно. Только потом тому, кто учил, придется нести ответственность за то, чему учил, в случае чего. Тот самый случай, когда инициатива - наказуема.

И получается, что водитель, допустим, легкового автомобиля, который только возит начальство (работа хоть и блатная, но скотская, потому что за руль нужно быть готовым сесть в любую секунду и при параде, а не "отпахал и спать"), работы повышенной опасности не выполняет, не организует и не является ответственным (2464, пункт 55). И в утвержденном перечне его нет (2464, пункт 56). И обучение по 2464, пункт 46 В ему не нужно.

Вопрос - по какому же тогда пункту 2464 его нужно обучить требованиям ПОТа 871н и нужно ли? В 46Б этот ПОТ не входит. В самом ПОТе про обучение сказано "понимай как хочешь" (пункт 6). Остается инструктаж, это то же вид обучения. Но там все запутанно ещё больше (2464, пункт 18 и так далее...)
 
Последнее редактирование:
Назад
Сверху