Трактовка ФЗ-426 Статья 3 (религиозные организации)

  • Автор темы Автор темы Mersedes
  • Дата начала Дата начала
Добрый день, Уважаемые форумчане !
Подскажите как вы понимаете Статью 3
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
Т.е получается что если в религиозных организациях трудятся (водители, уборщицы и т.д) то СОУТ не проводится? Или я не так понимаю.

Заранее спасибо
 
В большей части религиозных организаций нет трудовых отношений.
Законные различия Гражданский кодекс России относит религиозные организации к некоммерческим унитарным организациям и уделяет им целый раздел, учитывая их важность для общества. В соответствии с пунктом 2 статьи 123.26 ГК РФ гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется Гражданским кодексом РФ, а также законом о свободе совести и о религиозных объединениях. Пункт 1 статьи 8 федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон) определяет религиозную организацию как добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Кроме того, религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация (п.1 ст. 123.26 ГК РФ, п.6 ст. 8 Закона). Различают местную и централизованную религиозную организацию: местная состоит не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении; централизованная состоит в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (п.3,4 статьи 8 Закона). Что касается структуры религиозных организаций, она отражается в их уставах. Например, пункт 5 Устава Русской Православной Церкви (в ред. от 2017 г.) предусматривает, что Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация. Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как религиозные организации. К каноническим подразделениям пункт 2 Устава РПЦ относит Автономные и Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, Митрополичьи округа, митрополии, епархии, викариатства, синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья (далее по тексту Устава именуемые «канонические подразделения»). Канонически они составляют Московский Патриархат. По общему правилу, закреплённому в пункте 1 статьи 50 ГК РФ, некоммерческие организации не имеют целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. В то же время пунктом 4 этой же статьи некоммерческим организациям разрешено осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Таким образом, Закон различает участников религиозной организации, осуществляющих основной вид ее деятельности (богослужение, миссионерская и иная аналогичная деятельность), и иных лиц, благодаря которым религиозная организация осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе приносящую прибыль, из которой и формируется зарплатный фонд. Суды при рассмотрении трудовых споров граждан с религиозными организациями признают, что основанием возникновения трудовых отношений между религиозной организацией и работником является трудовой договор, заключаемый в письменной форме. Вместе с тем, обращается внимание на специфику религиозных организаций, в силу которой профессиональную деятельность в них, как правило, осуществляют не работники по трудовому договору, а священнослужители и добровольные помощники из числа верующих. Так, апелляционным определением Нижегородского областного суда от 21 мая 2013 г. по делу N 33-3670/2013 отклонена жалоба гражданина, утверждавшего наличие трудовых отношений с Православным приходом Спасо-Преображенского собора г. Н.Новгорода. По мнению коллегии, ответчик же представил суду доказательства, с достоверностью свидетельствующие о том, что истец как член приходского собрания в соответствии с Уставом прихода выполнял свои обязанности алтарника на безвозмездной основе. Такой должности в штатном расписании не было. Ранее апелляционная коллегия Кировского областного суда определением от 14 февраля 2012 г. по делу N 33-495 согласилась с доводами Вятской Епархии Русской Православной Церкви относительно того, что священнослужители рассматриваются как служители церкви и не рассматриваются как наемные работники, с ними не заключаются договоры и к ним не применяются нормы трудового законодательства. Коллегия привела в обоснование определения пункт 24 раздела XI. Приходы. Устава Русской Православной Церкви, содержащий требования, при соблюдении которых можно быть рукоположенным во диакона или священника. Коллегия также разъяснила, что по трудовому договору в религиозной организации может преимущественно выполняться работа, которая ничем не отличается по своему содержанию от такой же работы в других организациях (например, работы электрика, сантехника, плотника, кровельщика, шофера, реставратора, бухгалтера, юриста и т.п.) и не требует специального религиозного образования. Таким образом, лица, осуществляющие работу в религиозной организации, подразделяются на две категории: работники и священнослужители. Если первые в полной мере обладают статусом наемного работника и осуществляют свою деятельность на основе трудового договора, то вторые - рассматриваются как служители церкви. В итоге истцу в иске о внесении записи в трудовую книжку отказано. Итак, ни Трудовой кодекс РФ, ни Устав Русской Православной Церкви не предусматривают заключение трудовых договоров со священнослужителями, в связи с чем, отсутствуют и трудовые отношения, поэтому отношения между религиозной организацией и священнослужителем не могут регулироваться нормами Трудового кодекса. Положение священнослужителей церкви (архиерей, священник, диакон, псаломщик и т.д.) определяется каноническими установлениями церковных организаций.
Источник: https://www.law.ru/blog/22228-religioznaya-organizatsiya-kak-rabotodatel-nyuansy

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Дополнительно
Принят Федеральный закон от 27.12.2018 № 553-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Согласно данному закону в часть 3 статьи 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесено дополнение, согласно которому «специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями или религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с действующим законодательством».

Напомню, что согласно разъяснению Министерства труда и социального развития России № 15-1/10/В-9106 от 29.12.2014 г. «из норм Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" не вытекает требование неотложно проводить специальную оценку условий труда сотрудников религиозных организаций». Действительно, согласно п. 6 ст. 27 указанного Федерального закона в отношении большинства рабочих мест специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.

Однако, данное разъяснение не решило имеющуюся проблему. В ряде субъектов Российской Федерации трудовые инспекции пытались привлечь религиозные общины к административной ответственности в виде штрафов в размере 80 тыс. руб. за уклонение от проведения СОУТ, в том числе клириков и религиозного персонала.

Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций и уважает их внутренние установления. Поэтому должности священнослужителей и религиозного персонала отсутствуют в едином квалификационном справочнике должностей рабочих и служащих. В свою очередь, разработка и контроль за соблюдением требований к условиям служения клириков либо условиям труда работников религиозных общин, в том числе их религиозного персонала, составляет прерогативу религиозных организаций.

Очевидно, что храмы и алтари не являются «рабочим местом», а представляют собой место молитвы и служения. Стандартизировать условия труда в культовых зданиях, например, требования к их освещенности, невозможно ввиду различия конфессиональных подходов, которые в православных храмах могут быть одни, а в мечетях или синагогах-другие.

Кроме того, большинство храмов построены в дореволюционный период и изменить условия их освещенности проблематично, в том числе ввиду определенных требований к их архитектурному облику и внутреннему убранству, установленных законодательством об охране объектов культурного наследия.

Согласно соответствующему приказу Минтруда России от 24.01.14 № 33-н в ходе СОУТ должны быть выявлены вредные и опасные производственные факторы, такие как наличие радиоактивного излучения, наркотических средств, электромагнитных полей, вредных микроорганизмов. Возникает вопрос о том, насколько оправдан поиск вредных производственных факторов в храмах и прихрамовых зданиях? Могут ли специализированные организации, осуществляющие аттестацию рабочих мест, иметь допуск, к примеру, в алтари для поиска вредных микроорганизмов или для проверки уровня радиоактивного излучения?

Поэтому из-под требований об аттестации выведены не только места служения клириков и религиозного персонала, но также и рабочие места всех работников религиозных организаций, включая уборщиц, сторожей, бухгалтеров, инженеров и т.д.

Таким образом, оценка условий труда в религиозных организациях не может регулироваться государственным законодательством и осуществляться сторонними организациями.
 
Последнее редактирование:
В большей части религиозных организаций нет трудовых отношений.
Законные различия Гражданский кодекс России относит религиозные организации к некоммерческим унитарным организациям и уделяет им целый раздел, учитывая их важность для общества. В соответствии с пунктом 2 статьи 123.26 ГК РФ гражданско-правовое положение религиозных организаций определяется Гражданским кодексом РФ, а также законом о свободе совести и о религиозных объединениях. Пункт 1 статьи 8 федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон) определяет религиозную организацию как добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Кроме того, религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация (п.1 ст. 123.26 ГК РФ, п.6 ст. 8 Закона). Различают местную и централизованную религиозную организацию: местная состоит не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении; централизованная состоит в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (п.3,4 статьи 8 Закона). Что касается структуры религиозных организаций, она отражается в их уставах. Например, пункт 5 Устава Русской Православной Церкви (в ред. от 2017 г.) предусматривает, что Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация. Московская Патриархия и иные канонические подразделения Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации, регистрируются в качестве юридических лиц как религиозные организации. К каноническим подразделениям пункт 2 Устава РПЦ относит Автономные и Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, Митрополичьи округа, митрополии, епархии, викариатства, синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья (далее по тексту Устава именуемые «канонические подразделения»). Канонически они составляют Московский Патриархат. По общему правилу, закреплённому в пункте 1 статьи 50 ГК РФ, некоммерческие организации не имеют целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. В то же время пунктом 4 этой же статьи некоммерческим организациям разрешено осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Таким образом, Закон различает участников религиозной организации, осуществляющих основной вид ее деятельности (богослужение, миссионерская и иная аналогичная деятельность), и иных лиц, благодаря которым религиозная организация осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе приносящую прибыль, из которой и формируется зарплатный фонд. Суды при рассмотрении трудовых споров граждан с религиозными организациями признают, что основанием возникновения трудовых отношений между религиозной организацией и работником является трудовой договор, заключаемый в письменной форме. Вместе с тем, обращается внимание на специфику религиозных организаций, в силу которой профессиональную деятельность в них, как правило, осуществляют не работники по трудовому договору, а священнослужители и добровольные помощники из числа верующих. Так, апелляционным определением Нижегородского областного суда от 21 мая 2013 г. по делу N 33-3670/2013 отклонена жалоба гражданина, утверждавшего наличие трудовых отношений с Православным приходом Спасо-Преображенского собора г. Н.Новгорода. По мнению коллегии, ответчик же представил суду доказательства, с достоверностью свидетельствующие о том, что истец как член приходского собрания в соответствии с Уставом прихода выполнял свои обязанности алтарника на безвозмездной основе. Такой должности в штатном расписании не было. Ранее апелляционная коллегия Кировского областного суда определением от 14 февраля 2012 г. по делу N 33-495 согласилась с доводами Вятской Епархии Русской Православной Церкви относительно того, что священнослужители рассматриваются как служители церкви и не рассматриваются как наемные работники, с ними не заключаются договоры и к ним не применяются нормы трудового законодательства. Коллегия привела в обоснование определения пункт 24 раздела XI. Приходы. Устава Русской Православной Церкви, содержащий требования, при соблюдении которых можно быть рукоположенным во диакона или священника. Коллегия также разъяснила, что по трудовому договору в религиозной организации может преимущественно выполняться работа, которая ничем не отличается по своему содержанию от такой же работы в других организациях (например, работы электрика, сантехника, плотника, кровельщика, шофера, реставратора, бухгалтера, юриста и т.п.) и не требует специального религиозного образования. Таким образом, лица, осуществляющие работу в религиозной организации, подразделяются на две категории: работники и священнослужители. Если первые в полной мере обладают статусом наемного работника и осуществляют свою деятельность на основе трудового договора, то вторые - рассматриваются как служители церкви. В итоге истцу в иске о внесении записи в трудовую книжку отказано. Итак, ни Трудовой кодекс РФ, ни Устав Русской Православной Церкви не предусматривают заключение трудовых договоров со священнослужителями, в связи с чем, отсутствуют и трудовые отношения, поэтому отношения между религиозной организацией и священнослужителем не могут регулироваться нормами Трудового кодекса. Положение священнослужителей церкви (архиерей, священник, диакон, псаломщик и т.д.) определяется каноническими установлениями церковных организаций.
Источник: https://www.law.ru/blog/22228-religioznaya-organizatsiya-kak-rabotodatel-nyuansy

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Дополнительно
Принят Федеральный закон от 27.12.2018 № 553-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Согласно данному закону в часть 3 статьи 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» внесено дополнение, согласно которому «специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями или религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с действующим законодательством».

Напомню, что согласно разъяснению Министерства труда и социального развития России № 15-1/10/В-9106 от 29.12.2014 г. «из норм Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" не вытекает требование неотложно проводить специальную оценку условий труда сотрудников религиозных организаций». Действительно, согласно п. 6 ст. 27 указанного Федерального закона в отношении большинства рабочих мест специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года.

Однако, данное разъяснение не решило имеющуюся проблему. В ряде субъектов Российской Федерации трудовые инспекции пытались привлечь религиозные общины к административной ответственности в виде штрафов в размере 80 тыс. руб. за уклонение от проведения СОУТ, в том числе клириков и религиозного персонала.

Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций и уважает их внутренние установления. Поэтому должности священнослужителей и религиозного персонала отсутствуют в едином квалификационном справочнике должностей рабочих и служащих. В свою очередь, разработка и контроль за соблюдением требований к условиям служения клириков либо условиям труда работников религиозных общин, в том числе их религиозного персонала, составляет прерогативу религиозных организаций.

Очевидно, что храмы и алтари не являются «рабочим местом», а представляют собой место молитвы и служения. Стандартизировать условия труда в культовых зданиях, например, требования к их освещенности, невозможно ввиду различия конфессиональных подходов, которые в православных храмах могут быть одни, а в мечетях или синагогах-другие.

Кроме того, большинство храмов построены в дореволюционный период и изменить условия их освещенности проблематично, в том числе ввиду определенных требований к их архитектурному облику и внутреннему убранству, установленных законодательством об охране объектов культурного наследия.

Согласно соответствующему приказу Минтруда России от 24.01.14 № 33-н в ходе СОУТ должны быть выявлены вредные и опасные производственные факторы, такие как наличие радиоактивного излучения, наркотических средств, электромагнитных полей, вредных микроорганизмов. Возникает вопрос о том, насколько оправдан поиск вредных производственных факторов в храмах и прихрамовых зданиях? Могут ли специализированные организации, осуществляющие аттестацию рабочих мест, иметь допуск, к примеру, в алтари для поиска вредных микроорганизмов или для проверки уровня радиоактивного излучения?

Поэтому из-под требований об аттестации выведены не только места служения клириков и религиозного персонала, но также и рабочие места всех работников религиозных организаций, включая уборщиц, сторожей, бухгалтеров, инженеров и т.д.

Таким образом, оценка условий труда в религиозных организациях не может регулироваться государственным законодательством и осуществляться сторонними организациями.
Спасибо большое за оперативный ответ. Все четко и конкретно
 
Назад
Сверху