А вот об этом я и говорю, почитайте внимательно мой предыдущий пост. Вы меня чуть опередили с ответом))
И исследования-то, если что, вы ни разу не сможете сделать. Никакие, ага...
Никто не знает, что такое ПКУТ по БФ - ни РПН, ни тем более МТ (он вообще отписывается - типа, это не наша компетенция, обращайтесь в РПН. А РПН говорит - а все вопросы СОУТ урегулированы Методикой, которая в ведении МТ находится. Круг замкнулся, ага...).
Ещё в октябре прошлого года у меня с коллегами была весёлая дискуссия на указанную тему. Вот что я тогда в переписке с ними написал.
Будет очень много букв, осторожней!))
Возбудители инфекционных заболеваний, наиболее часто встречающиеся в канализационных коллекторах: микобактерии туберкулёза (Mycobactérium tuberculósis, Палочка Коха), вирусы полиомиелита (Enterovirus C всех трёх серотипов), гепатита А (Hepatovirus, HAV), аденовирусы (Adenoviridae Mastadenovirus), иные энтеровирусы (Enterovirus), ротавирусы (Reoviridae Rotavirus), бактерии Шигеллы Зонне (Shigella sonnei).
Хотя, впрочем, в коллекторах можно потенциально обнаружить вообще любой из патогенных микроорганизмов, вплоть до Yersinia pestis (ну, если уж совсем не повезёт), Bacillus anthracis, Vibrio cholerae O1 и прочих всяких Clostridium tetani.
Биологические материалы и указанные патогенные микроорганизмы существуют в частицах биомассы непосредственно над поверхностью жидкости (воздушно-капельные взвеси), не поднимаясь, как правило, в зону дыхания работника.
В зоне дыхания работников чаще всего могут находиться условно-патогенные микроорганизмы типа Micrococcus, Bacteroides, Chryseobacterium, Pseudomonas и Acinetobacter.
Кроме того, довольно часто в воздухе рабочей зоны в канализационных системах (особенно большого диаметра, с бетонной или кирпичной обделкой, работающих малым сечением) могут находиться грибки, наиболее распространённый из которых – т.н. «чёрная плесень» (Aspergillus niger).
Таким образом, ПК за УТ работников ЖКХ, эксплуатирующих/обслуживающих/ремонтирующих канализационные системы, по БФ имеет хоть какой-то, в минимальной степени логически обоснованный, смысл только по Aspergillus niger (в первую очередь – при выполнении условий, о которых я написал выше, - работе в коллекторе большого диаметра и т.д.). Смысла в контроле по условно-патогенным микроорганизмам нет вообще (потому что они именно – «условно-патогенные»), по вышеуказанным патогенным микроорганизмам – тоже, потому что они до зоны дыхания человека поднимаются крайне редко (только уж если человеку совсем не повезёт, и он внезапно в стоки канализационные либо нырнёт с головой, либо по дурости своей будет эти стоки нюхать, наклонившись к поверхности без полагающегося ему респиратора, либо рукой с повреждениями кожи без перчаток их перемешивать – и тут будет, в общем, сам и виноват. Все эти случаи можно рассматривать как форс-мажор. А в соответствии с пунктом 19 Методики, мы все измерения, исследования и прочие испытания в рамках СОУТ должны проводить именно при штатном режиме работы - согласитесь, ныряние в стоки в качестве штатного режима рассматриваться никак не может).
Но и тут не всё так просто. Дело в том, что, во-первых, состав и стоков, и соответствующей им патогенной среды каждый раз различен – он может изменяться даже просто при переходе по коллектору из одного места в другое, в том числе и на незначительное расстояние. Во-вторых, концентрация всяких патогенов в воздухе рабочей зоны, помимо собственно состава стоков, зависит также и от условий в коллекторе (наличие и состояние систем вентиляции, например), и от его диаметра (чем он больше, тем концентрация не только патогенов, но и химических веществ, скорее всего, будет меньше), и от сечения, которым он работает (чем глубина потока меньше, тем меньше и концентрация «гадости» в воздухе рабочей зоны). Это значит, что результат анализа состава ВРЗ, скажем, в месте спуска в коллектор, скорее всего, будет отличаться от результата анализа ВРЗ даже в точке, отстоящей от этого места хотя бы на метр (не говоря уже о работе в другом коллекторе). В-третьих, не забываем, что измерения состава ВРЗ при работе в СИЗОД мы должны проводить в подмасочном пространстве (для респираторов и изолирующих СИЗОД с принудительной подачей воздуха в подмасочное пространство я таких методик не вспомнил – может, коллеги, подскажете мне, если таковые методики существуют?), а работник должен в обязательном порядке эти СИЗОД применять (а работодатель – следить за их исправностью и контролировать применение). Ну и, в-четвёртых, не существует никаких «экспресс-методик» определения наличия патогенных микроорганизмов в ВРЗ – то есть перед каждым спуском работника мы должны взять пробу воздуха из коллектора, отвезти её в лабораторию, проанализировать в течение 2-4 дней (для большинства методик), и только потом сказать, есть ли там какие-либо микроорганизмы патогенные или нет. А это полностью обесценивает саму идею ПК за УТ по БФ. Возможно, именно поэтому в НПА про такой вид контроля нет ни слова.
Примерно то же самое, кстати, относится и ко всем и всяческим смывам, анализам состава сточной жидкости и т.д. применительно к труду коммунального работника в канализационных сетях «здесь и сейчас».
В общем, я по-прежнему считаю идею каких-либо «исследований (испытаний) и измерений» для целей ПК за УТ по БФ у «коммунальщиков» лишённой всякого смысла, а саму возможность классификации у них условий труда по этому фактору – чисто декларативной, не реализуемой практически и включённой в текст Методики исключительно «на отвали». А некоторые коллеги, которые хотят подсуетиться и предложить заказчику какие-либо измерения в рамках ПК за УТ по БФ, - просто-напросто играют на неинформированности означенного заказчика в специфических вопросах СОУТ и ПК.
Есть и ещё один нюанс. Дело в том, что, как мы помним, "вредность" по БФ работникам ЖКХ устанавливается с учётом результатов ПКУТ по БФ. Обратите внимание - "производственного контроля за условиями труда" (он проводится по СП 3670-20). Этот вид ПК проводится (равно как и "общий" ПК по СП 1058-01) в соответствии с программой ПК, то есть на регулярной (а не разовой!) основе. Требования к ПКУТ изложены в пункте 2.5 СП 3670-20. Понимаете, к чему я клоню? Весь ПКУТ, в том числе и по БФ, должен проводиться в соответствии с программой, составленной и утверждённой в установленном порядке - и, как уже говорилось, на РЕГУЛЯРНОЙ основе. Но - НЕ РАЗОВО перед проведением СОУТ. Работодатель будет готов к тому, чтобы всю эту чушь включать в ПКУТ и с установленной периодичностью её контролировать (да и что контролировать-то вообще)?
И ещё чуть позже я коллегам писал.
А как именно проводить ПКУТ по БФ – кто-нибудь знает? А где это написано (ни в НПА, ни в законе этого нет, если что)? А с какой именно периодичностью, если сегодня мы в одном коллекторе ковыряемся, а завтра – в другом, в котором и состав стоков может быть совершенно другим)? А насколько релевантными окажутся результаты ПКУТ по БФ, использованные для целей установления КУТ по БФ в рамках СОУТ, реальному положению дел (не забываем – СОУТ не реже раза в пять лет проводится «по дефолту», а коллекторы – вот они, разные каждый день. Что, каждый день внеплановую СОУТ проводить?)?
И помним – если проводить ПКУТ по какому-либо фактору, то этот фактор должен быть включён в программу ПКУТ. То есть должен быть объективизирован, а не просто так – захотели и чего-то там замерили. Это значит – давайте переделаем программу? Ну, такое себе…
И ещё – вот мы чего-то там производственно по БФ наконтролировали, установили какой-то там КУТ по БФ. А завтра человек пошёл в другой коллектор – и там другой набор биогадости, возможно, на более высокий КУТ. Работник, скажем, получает профзаболевание, а когда будет производиться его расследование, поднимут результаты СОУТ. А там – хлоп! – и совсем другой КУТ, по другому патогену… Работник идёт в суд, работодатель начинает психовать и на экспертную организацию бросаться...