Производственный контроль на рабочих местах с ПЭВМ

Айболит

Добрый циник
что вы не ведете виды деятельности, указанные в п. 4.1. СП. А значит - лабораторные измерения не требуются.
Если читать п. 4.1. СП 1.1.1058-01, то получается, что подпункт а) относится к промышленным предприятиям и больше ни к кому. В связи с этим возникает вопрос: п.1.8 СанПиН 1340-03 относится ко всем эксплуатантам ПЭВМ или только к тем, к промышленным предприятиям?
 
п.1.8 СанПиН 1340-03 относится ко всем эксплуатантам ПЭВМ или только к тем, к промышленным предприятиям?
Так в том же пункте 1.8 указано, к каким же категориям он относится:
"Индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в процессе производства и эксплуатации..."
 

Scar

Злой мышь
Команда форума
Так в том же пункте 1.8 указано, к каким же категориям он относится:
"Индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в процессе производства и эксплуатации..."
А Вам эта фраза понятна? Лично мне не очень...
Что означает "...в процессе производства и эксплуатации ПЭВМ должен осуществляться ПК..."? Речь про производство ПК?

Если мы хотим понять, на кого этот СанПин распространяется, то надо читать ранее -
1.4. Настоящие санитарные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования:
- к проектированию, изготовлению и эксплуатации отечественных ПЭВМ, используемых на производстве, в обучении, в быту, игровых автоматах на базе ПЭВМ;
- к эксплуатации импортных ПЭВМ, используемых на производстве, в обучении, в быту и игровых комплексах (автоматах) на базе ПЭВМ;
- к проектированию, строительству и реконструкции помещений, предназначенных для эксплуатации всех типов ПЭВМ, производственного оборудования и игровых комплексов (автоматов) на базе ПЭВМ;
- к организации рабочих мест с ПЭВМ, производственным оборудованием и игровыми комплексами (автоматами) на базе ПЭВМ.
Обратите внимание, первые три пункта четко указывают сферу использования ПЭВМ, чтоб СаНПин начал применяться. Но четвертый пункт этого не содержит. Сухая фраза "Рабочее место с ПЭВМ" фактически включает в себя все вышеперечисленное... И неперечисленное (офисные РМ, например) тоже.
 

Айболит

Добрый циник
Сомнения у меня потому, что все СанПиНы обязуют исполнять их предписания аналогичным образом ВСЕХ - ибо являются НПА, исполнение требования которых, априори, является обязанностью всех юрлиц и ИП. Так можно вменить производственный контроль по исполнению требований санитарных правил эксплуатации люфт-клозетов или СанПиН электромагнитных полей от настольных телефонов и электроволновых печей в кухне.
В то же время, в соответствии с СП 1058-01 (п.3.3.) "Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания)"
Поскольку в п. 4.1. указано, что контроль за этими параметрами необходим только на промышленных предприятиях (хотя тоже непонятна связь промышленного производства металла, например, с компьютером), то можно предположить, что всем остальным контролировать это не нужно. Других нормативных документов по комплектности ПК нет пока.
 

Scar

Злой мышь
Команда форума
в процессе производства и эксплуатации
А если я участвую исключительно в процессе производства? Или исключительно в процессе эксплуатации? Исходя из буквального чтения нормы, я делаю вывод, что эта фигня меня не трогает. Чтоб трогало, надо было писать "...в процессе производства и (или) эксплуатации...".
 

Айболит

Добрый циник
А если я участвую исключительно в процессе производства? Или исключительно в процессе эксплуатации? Исходя из буквального чтения нормы, я делаю вывод, что эта фигня меня не трогает. Чтоб трогало, надо было писать "...в процессе производства и (или) эксплуатации...".
Вот-вот, не умеют писать НПА. Собственно, даже в слове "писать" следовало бы ещё ударение проставить во избежание разночтения. )))
 
Евгений, РНП обязательно будет кивать на "свежачок" - СанПин 3359-16. И тебе советую его пристегнуть заранее, потому что там про ПЭВМ очень хорошо для твоей "борьбы". Дословно не вспомню, но приблизительно так контроль на стадии ввода в эксплуатацию (т.е. при организации р.м.).
Я бы написала, что с введением в действие с 1 января 2017 года санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах"
С 1 января 2017 года утратили силу (из перечисленного ниже выбрать то, что содержит "предписание" РПН):

- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.4.1191-03 "Электромагнитные поля в производственных условиях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.02.2003 N 10 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 04.03.2003, регистрационный номер 4249);

- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.8/2.2.4.2490-09 "Изменения N 1 к СанПиН 2.2.4.1191-03 "Электромагнитные поля в производственных условиях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2009 N 13 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 09.04.2009, регистрационный номер 13725);

- приложение 3 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 N 118 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 10.06.2003, регистрационный номер 4673).
 
Последнее редактирование:

Айболит

Добрый циник
С 1 января 2017 года утратили силу (из перечисленного ниже выбрать то, что содержит "предписание" РПН):
Непосредственно предписание указало на СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 . То есть его написать как утративший силу в части Приложения 3 и всё?
Сейчас, ещё раз гляну, что там в Приложении 3.
 
Непосредственно предписание указало на СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 . То есть его написать как утративший силу в части Приложения 3 и всё?
Сейчас, ещё раз гляну, что там в Приложении 3.
Там про методику измерений ЭМИ от ПЭВМ.
Действие этого документа во всей остальной части - вопрос, по меньшей мере, дискуссионный. С одной стороны, положения статьи 32 Федерального закона №52-ФЗ, если буквально их читать, относятся только к порядку проведения ПК (то есть к СП 1.1.1058-01) и не имеют отношения ко всем остальным СП, СН, ГН и СанПиН, и в том числе к 1340-03, то есть срок действия данного СанПиН не "привязан" к вводу в действие техрегламентов.
С другой стороны, хотя пункт 10 Положения о ГСЭН (Постановление №554) и устанавливает, что "срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не более чем на 10 лет, с возможностью его продления не более чем на 5 лет" (при этом "пересмотр санитарных правил, внесение в них изменений и дополнений осуществляются в порядке, установленном для разработки санитарных правил") и, следовательно, 1340-03 уже, казалось бы, вообще не действует ("продление" его письмами РПН - не в счёт), тем не менее, однако, принимая во внимание указания пунктов 2 и 3 этого же Положения в части того, что словосочетание "санитарные правила" со всеми его словоформами в контексте Положения относится только к "государственным санитарно-эпидемиологическим правилам", под каковыми правилами, в свою очередь, понимаются "нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования", можно сделать вывод, что СанПиН 1340-03 прекратил своё действие исключительно в качестве нормативного правового акта (как составляющей санитарного законодательства - см. статью 3 закона №52-ФЗ), но не прекратил своё действие вообще (тем более и официальной отмены его в полном объёме не было, а "частичная" отмена в части Приложения №3 косвенно свидетельствует, что РПН думает так же - действительно, какой смысл корректировать уже недействующий документ?).
Я больше склоняюсь именно к этому.
При этом 1340-03 и 3359-16 по отношению к рабочим местам с ПЭВМ устанавливают разные, скажем так, объекты исследования: первый относится собственно к факторам от ПЭВМ, второй - к факторам на рабочих местах с ПЭВМ, поэтому, несмотря на одинаковые нормативные значения параметров, смешивать их нельзя.
В рамках ПК ваша как работодателя обязанность по выполнению требований 1340-03 и, соответственно, административная ответственность за их невыполнение (по статье 6.3 КоАП РФ, скорее всего, хотя тут тоже варианты возможны) наступит только в том случае, если вы в своём ЛНА, регламентирующем проведение ПК (фактически - в Программе ПК), укажете, что контролируете выполнение его требований на РМ (ибо - статья 5 ТК РФ). Во всех остальных случаях "нагибание" вас со стороны РПН по этому вопросу является незаконным.
Однако при этом на рабочих местах с ПЭВМ вы в любом случае обязаны инструментально контролировать выполнение требований, изложенных в документах санитарного законодательства (в понимании статьи 3 закона №52-ФЗ), и в первую очередь - 3359-16, как бы вам ни хотелось иного.
Некоторые свои соображения по ПК (в том числе на РМ с ПЭВМ) я недавно излагал на СЭОТ - они также, в несколько упрощённом виде, приведены в прилагаемом файле (это одна из моих старых - 2016 года - статей, по-моему, в "Охране труда и социальном страховании", хотя могу и ошибаться). То, что там написано, возможно, требует некоторой корректировки в связи с вступлением в действие 3359-16, но в целом общий подход к этой теме я не менял. В любом случае, буду рад, если эта информация вам пригодится.
Естественно, всё, о чём я сейчас говорил, - только и исключительно ИМХО, да. Опять же, могу ошибаться, но у меня, при неоднократном рассмотрении данной темы, неизменно вырисовывалось одно и то же.
 

Вложения

Последнее редактирование:

Айболит

Добрый циник
Естественно, всё, о чём я сейчас говорил, - только и исключительно ИМХО, да. Опять же, могу ошибаться, но у меня, при неоднократном рассмотрении данной темы, неизменно вырисовывалось одно и то же.
Спасибо, Роман.
Буду изучать и... готовиться к получению люлей, наверное.
:)
 
Коллеги, нужна программа производственного контроля для небольшой типографии. Делать самой некогда, может есть у кого свеженькая? Поделитесь, если не жалко. Заказчику нужны измерения (назначена проверка РПНа), а программы нет и делать некому. Поэтому всё как всегда - хочешь получить работу по ПК, напиши еще и программу...
 

Айболит

Добрый циник
Привет!
Программа есть, свежая - только что согласовал, наконец-то, её сначала со всеми своими юристами, экологами и охранниками труда, обсудил в РПН.
Только что толку от такой программы, когда она совершенно не привязана к конкретному предприятию со своими особенностями и вредностями.
Изготовление ППК это отдельная работа, делать её в подарок - полная глупость.
Сколько платят?
 
Привет!
Программа есть, свежая - только что согласовал, наконец-то, её сначала со всеми своими юристами, экологами и охранниками труда, обсудил в РПН.
Только что толку от такой программы, когда она совершенно не привязана к конкретному предприятию со своими особенностями и вредностями.
Изготовление ППК это отдельная работа, делать её в подарок - полная глупость.
Сколько платят?
Вот я и пишу - для полиграфии (небольшая типография), чтобы как можно меньше пришлось ее привязывать к конкретному технологическому процессу.
Платить будут за замеры в ПК. Программа "в подарок" не такая уж и глупость. По крайней мере заказчик уже не так будет "жаться" с оплатой измерений в рамках ПК. Я, конечно, не рассчитывают на ПЕРЕплату, но разумные цены за измерения выставить смогу.
И не забывайте, на небольших предприятиях, как правило, хорошо подготовленных и грамотных специалистов раз два и обчелся. Знающий специалист там, скорее, исключение из правил. И у моего заказчика ситуация, как раз, такая - ОТ занимается чуть не бухгалтер... И мне лично проще посидеть выходные и составить приличную программу ПК, чтобы потом ее отработать в части измерений. А здесь попросила готовую (если есть для типографии какой-то и если не жалко), потому что хотела в выходные отдохнуть хоть один день.
Уверена, что никому не "открываю Америку" и некоторые мои коллеги поступают также. Радует, если за составление ППК приплатят, но чаще именно "в подарок" делаем. Это уже, как хобби... Ну и гарантированную ежегодную денюжку за замеры приносит.
 

EUGEN

местный
Команда форума
для полиграфии (небольшая типография)
- везде, где есть РМ : свет, мк;
- везде, где есть ПК на РМ (дополнительно): ЭМИ ПЭВМ+электростатика, аэроионы;
- дополнительно на процессах печати на лазерных принтерах: +электростатика, аэроионы, озон;
- дополнительно на всех остальных технологических процессах с источниками шума (работа оборудования или вентиляции): шум
- дополнительно на процессах обрезки гильотиной: шум, пыль (бумажная);
- химия на процессах: СанПиН 2.2.2.1332-03, приложение 1. http://ivo.garant.ru/#/document/4179327/paragraph/1470:0
 

Айболит

Добрый циник
- везде, где есть РМ : свет, мк;
- везде, где есть ПК на РМ (дополнительно): ЭМИ ПЭВМ+электростатика, аэроионы;
Единственный документ, который регламентирует ПК - СП 1.1.1058-01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
Письмо РПН https://legalacts.ru/doc/pismo-rospotrebnadzora-ot-13042009-n-014801-9-32-o/ предлагает варианты типовых программ, при этом есть несколько совершенно чётких указаний :
- 1. Объекты, выполнение лабораторно-инструментальных исследований на которых в рамках производственного контроля, обязательно:
1. Объекты хозяйственно-питьевого водоснабжения;
2. Бассейны, аквапарки, бани-сауны с бассейнами (купелями);
3. Зоны отдыха населения (рекреации);
4. Салоны красоты, кабинеты педикюра, маникюра, кабинеты косметики и косметологии;
5. Прачечные, химчистки;
6. Очистные сооружения хозяйственно-бытовой канализации;
7. Полигоны ТБО;
8. Предприятия пищевой промышленности;
9. Предприятия общественного питания;
10. Организации оптовой и розничной продовольственной торговли;
11. Лечебно-профилактические учреждения;
12. Организации, осуществляющие фармацевтическую деятельность в области оборота лекарственных средств для медицинского применения, а именно.

- 2. Объекты, на которых не требуется выполнение лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля:
1. Объекты розничной торговли непродовольственными товарами;
2. Парикмахерские, не оказывающие услуги маникюра, педикюра, косметики и косметологии;
3. Гостиницы;
4. Общежития;
5. Музеи;
6. Библиотеки;
7. Театры;
8. Цирки;
9. Дискотеки;
10. Кинотеатры;
11. Выставочные залы;
12. Объекты ритуальных услуг;
13. Общественные туалеты;
14. Приемные пункты прачечных, химчисток;
15. Спортивные комплексы (стадионы, клубы, фитнес-центры и т.п.) без бань-саун, бассейнов, организаций общественного питания;
16. Центры социального обслуживания населения;
17. Офисные помещения;
18. Дошкольные, школьные учреждения, за исключением имеющих в своем составе пищеблоки;
19. Объекты розничной торговли нескоропортящимися пищевыми продуктами в промышленной упаковке;
20. Объекты розничной торговли табачными изделиями;
21. Объекты розничной торговли плодоовощной продукцией;
22. Объекты общественного питания, реализующие нескоропортящиеся пищевые продукты в промышленной упаковке и (или) алкогольные напитки (бары, рюмочные и т.п.);
23. Предприятия, осуществляющие расфасовку нескоропортящихся пищевых продуктов;
24. Производство соли;
25. Производство специй;
26. Медицинские организации и другие организации, осуществляющие работы и услуги по оказанию медицинской помощи без парентеральных вмешательств, без использования медицинского инструментария и оборудования для осмотра, диагностики и лечения, без применения аппаратов, являющихся источниками ионизирующих и неионизирующих излучений, а также не осуществляющие работы с возбудителями инфекционных заболеваний человека 1 - 4 группы патогенности (кабинеты лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии, терапевта, педиатра, гомеопата, невролога, кардиолога, генетика, психотерапевта, психиатра, гематолога, ревматолога, профпатолога, эндокринолога и других специалистов, осуществляющих консультативный прием в соответствии с вышеперечисленными условиями);
27. Организации, осуществляющие фармацевтическую деятельность в области оборота лекарственных средств для медицинского применения:
- аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, пункты, киоски), не осуществляющие изготовление и фасовку лекарственных средств, а также реализацию МИБП;
- аптеки ЛПУ, не осуществляющие изготовление и фасовку лекарственных средств;
- предприятия оптовой торговли лекарственными средствами, не осуществляющие хранение и реализацию МИБП;
28. В организациях, для которых медицинская и фармацевтическая деятельность не является основной (стационарные учреждения социальной защиты, профилактории и т.п.), вопрос о необходимости осуществления производственного контроля решается в соответствии с п. п. 23, 24.
---------------------------------------------
А теперь определитесь что нужно, что нет.
По крайней мере, в офисных помещениях не нужно ничего измерять в рамках ПК (если, конечно, вы не сочтёте это нужным сделать в соответствии, например с планом мероприятий по улучшению условий труда на РМ после проведения СОУТ). Нужно понимать, что СП 1.1.1058-01 этой работы не предусматривает.
И так по каждому из пунктов, предложенных Евгением.
----------------------------------------------
Очень хотелось бы веских аргументов против моей позиции, которая опирается на то, что лежит здесь на поверхности.
 
Последнее редактирование:

Scar

Злой мышь
Команда форума
Пусть немного с опозданием, но всё-таки выскажусь.
1. 52-фз обязывает проводить ПК в организациях всех форм собственности, в то время как письмо делает некоторые послабления. Как Вы думаете, на чью сторону встанет суд, когда Вы будете оспаривать предписание РПН о необходимости проведения пк в Вашем магазине, торгующем капустой и свеклой поштучно(п.21 раздела 2 письма)?
2. Раздел 1 письма - где надо проводить ПК. Если внимательно изучить формулировки, то там нет фразы "ПК проводится только в этих организациях", верно? Если моя компания не подходит ни под раздел 1, ни под раздел 2 (те, где ПК не нужен), что тогда делать?
3. Готовил наш УЦ к проверке рпн... Первым делом попросили программу ПК:) тот факт, что норм для ОЧУ ДПО нет, их не смутило - берите нормы для офисников и школьников (я ведь обращовашка, ага) и вперёд, будет вам щастье! Так что надеяться на это письмо я бы не стал. Хотел бы, но не стал.
 

Айболит

Добрый циник
Тут нужно узреть разницу между отсутствием необходимостью проведения измерений в рамках реализации программы производственного контроля и проведением ПК, вообще.
Бесспорно, производственный контроль должен проводиться, но он, к счастью, включает не только измерения, а сами измерения, если внимательно прочитать СП и рекомендации в этом письме, можно свести до разумного минимума.
 
Пусть немного с опозданием, но всё-таки выскажусь.
1. 52-фз обязывает проводить ПК в организациях всех форм собственности, в то время как письмо делает некоторые послабления. Как Вы думаете, на чью сторону встанет суд, когда Вы будете оспаривать предписание РПН о необходимости проведения пк в Вашем магазине, торгующем капустой и свеклой поштучно(п.21 раздела 2 письма)?
2. Раздел 1 письма - где надо проводить ПК. Если внимательно изучить формулировки, то там нет фразы "ПК проводится только в этих организациях", верно? Если моя компания не подходит ни под раздел 1, ни под раздел 2 (те, где ПК не нужен), что тогда делать?
3. Готовил наш УЦ к проверке рпн... Первым делом попросили программу ПК:) тот факт, что норм для ОЧУ ДПО нет, их не смутило - берите нормы для офисников и школьников (я ведь обращовашка, ага) и вперёд, будет вам щастье! Так что надеяться на это письмо я бы не стал. Хотел бы, но не стал.

Вот здесь я поддерживаю Айболита.
Действительно надо различать, что такое ПК как его видит законодательство, и что такое измерения как одна из форм этого ПК. ПК может быть документальным, визуальным, инструментальным и т.д.
Почему-то часто забывают, что ПК - это не просто контроль, а контроль за соблюдением санитарных норм и правил. Поэтому ни один суд не признает нарушением отсутствие контроля того, чего не существует. Т.е. нет норм и правил, которые требуется соблюдать - нечего и контролировать. А для офисников обязательным является выполнение сан. правил по ОРГАНИЗАЦИИ рабочих мест, режимов и т.д.. Вот это и должно входить в ПК, а не измерения. Но опять же никто не может запретить работодателю включить в ПК и измерения всего и вся. Программа ПК - продукт его-работодателя творчества, и может содержать все, что ему заблагорассудится.
У нас по крайней мере много лет этот аргумент принимается РПН-ом. И наш РПН свято следует тому самому письму с типовыми программами.
 
Год назад в каком-то из техзаданий на ПК увидел следующую формулировку одной из работ по договору: "Расчёт, обосновывающий соответствие нормам естественного освещения и безопасность деятельности для здоровья работающих в помещениях, где эксплуатируются ПЭВМ, в которых по итогам инструментальных измерений был выявлен недостаток или отсутствие естественного освещения, с оформлением протоколов на рабочих местах Заказчика".
Столкнувшись с такой изощрённой и логически противоречивой формулировкой, коллеги, непосредственно выполняющие работы по этому договору, обратились ко мне - мол, что это за страшный зверь такой?
Ниже привожу свой ответ. Может, кому-нибудь тоже пригодится. Не претендую на истину в последней инстанции и не заморачиваюсь в данном случае на различия в объектах контроля по 1340-03 и 3359-16 в части (рабочих мест) ПЭВМ.

Скорее всего, заказчик под этим понимает практическое выполнение требований пункта 3.1 СанПиН 1340-03). Каких-то указаний на специальный НПА, устанавливающий, как именно этот расчёт проводится, я навскидку не нашёл, но могу предложить нижеследующее.
1. В каждом из помещений проводим измерения КЕО в точке нормирования.
2. В случае, если КЕО в этой точке менее 0,1%, в силу нормы п. 10.2.7 СанПиН 3359-16, классифицируем данное помещение как помещение без естественного освещения, если больше 0,1%, но меньше нормируемого значения – как помещение с недостаточным естественным светом.
3. Если помещение классифицировано как помещение с недостаточным естественным светом (то есть он есть, но его мало), тогда делаем следующее:
a. Констатируем, что в данном помещении имеется естественный свет, и, следовательно, данное помещение, в соответствии с указаниями п. 10.2.8, подходит для размещения постоянных рабочих мест;​
b. Констатируем, что в данном помещении применяется совмещённое освещение;​
c. Открываем МУ 2.2.4.706-98/МУ ОТ РМ 01-98, определяем (разд. 1), что его применение возможно в том числе и «для использования при проведении <...> санитарного надзора за освещением рабочих мест», то есть эти МУ подходят для наших целей;​
d. Открываем п. 5.3 МУ 2.2.4.706-98/МУ ОТ РМ 01-98, читаем: «При отсутствии или недостаточности естественного освещения в производственных помещениях или в отдельных зонах <...> нормативные уровни освещенности также следует откорректировать в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 (приложение 13)»;​
e. Зная, что вместо СНиП 23-05-95 сейчас используется СП 52.13330.2016, ищем в нём пункты, соответствующие указанному Приложению 13 СНиП 23-05-95;​
f. Находим эти пункты: п/п «б» п. 7.3.3 говорит нам о том, что нормативные значения освещённости необходимо повышать на одну ступень шкалы освещённости при отсутствии в помещении с постоянным пребыванием людей естественного света; п/п «г» - о том, что такое повышение необходимо и при применении системы комбинированного освещения административных зданий (кабинеты, рабочие комнаты, читальные залы библиотеки);​
g. Говорим заказчику о необходимости использования комбинированного искусственного освещения (то есть общего+местного);​
h. При недостатке естественного света нас больше интересует п/п «г» СП 52.13330.2016. Читаем его – и приходим к выводу, что в нашей ситуации необходимо на одну ступень повысить нормируемое значение освещённости от комбинированной системы искусственного освещения. Строго говоря, там будет два значения: «всего» и «в том числе от общего»;​
i. Шкала нормируемых значений освещённости приведена, например, в п. 10.2.3 СанПиН 3359-16, а нормативные значения освещённости – в табл. П.9.2 его же;​
j. Открываем табл. П.9.2 и находим пересечение строки пункта 1 с колонками 7 и 8. Числа, находящиеся в этих пересечениях, и будут нормируемыми значениями освещённости: «всего» - 400 лк, «в том числе от общего» - 200 лк. При этом место нормирования – «Г-0,8», то есть поверхность стола;​
k. Мы помним, что эти нормы необходимо повысить на одну ступень шкалы, поэтому возвращаемся в п. 10.2.3 СанПиН 3359-16 и находим «соседей справа» для значений 400 и 200 лк. Это будут соответственно значения 500 и 300 лк. Вот именно с этими нормами и следует сравнивать измеренные уровни искусственного освещения на поверхности стола, и если измеренные значения больше нормируемых, то делается вывод о соответствии условий труда по фактору «освещение» гигиеническим нормативам. Но это ещё не всё;​
l. Нормируемые значения освещённости на экране монитора приведены в п. 6.3 СанПиН 1340-03: «Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана. Освещенность поверхности экрана не должна быть более 300 лк». Поэтому дополнительно контролируем и освещённость на экране монитора (значение нормы при этом не повышаем, потому что использована формулировка «не более», то есть меньше – можно). Но и это ещё не конец;​
m. Не забываем о том, что, помимо показателей собственно освещённости, необходимо контролировать и иные показатели – например, коэффициент пульсации освещённости. При оценке Кп имеем в виду, что, согласно нормам СанПиН 1340-03, нормируемое значение Кп на рабочих местах с ПЭВМ составляет (п. 6.14) 5%; согласно нормам СанПиН 1278-03 (табл. 2) и СанПиН 3359-16 (табл. П.9.2) – 15% (в помещениях офисов). При этом СанПиН 1278-03 говорит о том, что на рабочих местах в залах ПЭВМ нормируемое значение Кп=10%, а СанПиН 3359-16 для тех же помещений определяет нормируемое значение Кп в 5%. Представляется целесообразным поэтому отдельно измерить Кп на рабочем столе в зоне размещения документов (и пронормировать его в 15%) и на клавиатуре (пронормировав его в 5%);​
n. П. 6.2 МУ 2.2.4.706-98/МУ ОТ РМ 01-98 предусматривает «улучшение» условий труда при недостатке либо отсутствии естественного освещения путём реализации мер по профилактике УФ-недостаточности. Об этом же говорят п. 5.6.6 и табл. 14 Р 2.2.2006-05 (документ действует для целей производственного контроля). Обращаем внимание работодателя на необходимость введения мер профилактики УФ-недостаточности;​
o. Излагаем заказчику некоторые практические рекомендации по профилактике УФ-недостаточности, например, отсюда: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_15809.htm. Или отсюда: http://docs.cntd.ru/document/898903829;​
p. Или предлагаем ещё что-нибудь;​
q. Всё изложенное включается в протокол, а рекомендации можно выполнить отдельным документом;​
r. Наслаждаемся результатом​
4. Если помещение классифицировано как помещение с отсутствием естественного света, то тогда делаем следующее:
a. Констатируем, что в данном помещении отсутствует естественный свет, и, следовательно, в соответствии с указаниями п. 3.1 СанПиН 1340-03, делаем вывод о том, что для обоснования размещения рабочих мест с ПЭВМ в этом помещении необходимо выполнить некие расчёты чего-то;​
b. Понимаем, что никто не знает, в чём заключаются некие расчёты чего-то, поэтому делаем вывод о том, что любые наши рекомендации можно назвать таким расчётом, и начинаем реализовывать нижеизложенный алгоритм;​
c. Выполняем действия по подпунктам «с»-«е» из пункта 3 выше;​
d. Читаем п/п «б» п. 7.3.3 СП 52.13330.2016, говорящий нам о том, что нормативные значения освещённости необходимо повышать на одну ступень шкалы освещённости при отсутствии в помещении с постоянным пребыванием людей естественного света;​
e. Шкала нормируемых значений освещённости приведена, например, в п. 10.2.3 СанПиН 3359-16. Можно также воспользоваться той же самой шкалой, приведённой в п. 4.1 СП 52.13330.2016. Примем шкалу из СанПиН 3359-16;​
f. Читаем п. 6.2 СанПиН 1340-03 и приходим к выводу, что в случае, если в помещении выполняется преимущественно работа непосредственно с ПЭВМ, то должна применяться система общего равномерного искусственного освещения, если выполняется преимущественная работа с документами, - система комбинированного искусственного освещения (общее равномерное+местное);​
g. Делаем вывод о том, какая из указанных систем должна применяться на конкретных рабочих местах, и находим нормируемые значения освещённости для каждой из этих систем. Как мы помним (см. подпункт «i» пункта 3 выше), нормируемые значения освещённости приведены в табл. П.9.2 СанПиН 3359-16 (либо, что в данном случае без разницы, в Табл. 2 СанПиН 1278-03). Ну, пусть будет табл. П.9.2 СанПиН 3359-16;​
h. Если необходимо использование системы комбинированного освещения (подпункт «f» данного пункта), то повторяем действия по подпунктам «j» и «k» пункта 3;​
i. Если необходимо использование системы общего равномерного освещения (подпункт «f» данного пункта), то ищем пересечение строки 1 табл. П.9.2 СанПиН 3359-16 с колонкой 9 и смотрим на число, указанное там. Это число – 300 (лк). Увеличиваем его на одну ступень шкалы освещённости, и в качестве нормативного значения принимаем получившиеся 400 лк;​
j. Повторяем действия по пунктам «l»-«q» пункта 3;​
k. Вновь наслаждаемся результатом.​
 
Последнее редактирование:
Сверху