Ответственность специалиста по охране труда, уголовная и административная

EUGEN

местный
Команда форума
Неоднократно уже обращал внимание на то, что "стали сажать ИОТ".

Вот совершенно свежий и знаковый пример https://59.ru/text/criminal/6626470...m_source=mail&utm_medium=news&utm_campaign=59

На каком основании и почему СОТ/ИОТ привлекается к уголовной ответственности и как ему этого избежать?
 

Scar

Злой мышь
Команда форума
На каком основании и почему СОТ/ИОТ привлекается к уголовной ответственности
Давай разбираться... Получится многабукаф, но, надеюсь, оно того стоит.
- ст.143 УК РФ наказывает за нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению.
- ст.217 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Очевидно, что данные нормы накладывают ответственность за нарушение требований безопасности не на собственно на специалистов по охране труда, а на лиц, ответственных за соблюдение указанных требований. Таким образом, следует начинать с должностных обязанностей СОТа: что в них написано и откуда взято.
Действующим законодательством не установлены источники, используемые для написание должностных обязанностей. Таким образом, РБТД сам решает, чем будет заниматься тот или иной работник. В частности, при ДИ СОТа целесообразно использовать ЕТКС, утв. Приказом МЗСР от 17.05.2012 №559 и Профстандарт СОТ, утв. Приказом Минтруда от 04.08.2014 №524н.

В соответствии с ЕТКС специалист по ОТ:
  • Участвует в организации и координации работ по охране труда в организации.
  • Участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда.
  • Участвует в определении и корректировке направления развития системы управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач организации.
  • Осуществляет контроль за соблюдением в структурных подразделениях организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда.
  • Информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
  • Осуществляет контроль за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания.
  • Осуществляет контроль за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты.
  • Выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, проводит вводный инструктаж, контролирует проведение инструктажей (первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда. Участвует в проведении контроля за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и проводит оценку эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей и задач.
  • Разрабатывает предложения по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
  • Осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
  • Принимает участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда, организует взаимодействие членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, созданной в организации в установленном порядке.
  • Участвует в разработке разделов коллективного договора в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации, а также прав и обязанностей работников и руководства организации в области соблюдения требований охраны труда, контролирует работу по подготовке предложений структурных подразделений организации для включения в план мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
  • Организовывает и участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным предварительным при приеме на работу и периодическим медицинским осмотрам, предрейсовым (послерейсовым) и предсменным (послесменным) осмотрам.
  • Оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы.
  • Организует работу по подготовке технических заданий на выполнение услуг в области охраны труда, поставке средств индивидуальной и коллективной защиты, а также по оценке поступивших от поставщиков средств индивидуальной и коллективной защиты предложений по их поставке.
  • Проводит анализ организационной структуры, технического оснащения организации, государственных нормативных требований охраны труда, передового отечественного и зарубежного опыта в области охраны труда.
  • Участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению.
  • Участвует в разработке мероприятий по повышению уровня заинтересованности работников в улучшении условий и охраны труда.
  • Совместно с другими структурными подразделениями организации участвует в разработке планов и программ по улучшению условий и охраны труда, устранению или минимизации профессиональных рисков.
  • Осуществляет контроль за соблюдением требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы при проведении практики студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования и трудового обучения школьников.
  • Составляет и предоставляет отчет по установленной форме
Как видно, СОТ не обеспечивает безопасность, а контролирует соблюдение НПА. Читаем еще раз: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ. Под НПА локальные нормативные акты не подпадают, за их исполнением должен следить руководитель структурного подразделения и непосредственный руководитель (производитель) работ. Роль СОТа должна сводиться к тому, чтоб ЛНА соответствовали законодательным и иным НПА.

Вместе с тем должностную можно разработать на основании профстандарта. Тут все сложнее и опаснее - в рамках обобщенной трудовой функции "Мониторинг функционирования системы управления охраной труда" СОТ обеспечивает в том числе контроль за соблюдением требований охраны труда посредством осуществления контроля за
- соблюдением требований НПА и ЛНА по охране труда,
- правильностью применения средств индивидуальной защиты,
- проведением профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
- выполнением мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда.

В данном случае СОТ должен понимать, что если в ДИ прописана такая обязанность, то к вопросу проведения своих проверок (особенно на ОПО) необходимо подходить максимально тщательно.
Сложно сказать, как было на самом деле. СОТ утверждает, что ходил, проверял, акты-предписания... Один из проходчиков говорит обратное, указывая, что про нарушения знали все, и при проведении проверок руководство заставляло скрывать нарушения...

Таким образом, единственным способом у СОТа уйти от уголовного преследования является грамотно написанные должностные обязанности и документальное подтверждение выполняемых им проверок. ИМХО.
 
Вправе ли работодатель предусмотреть в штатном расписании организации должность специалиста по охране труда на 0,5 ставки, если общая численность работников более 300 человек?
Минтруд пишет, что не должно твк быть, но если сделает, имеет право...
 

Вложения

  • ПИСЬМО Минтруда РФ от 26.09.2019 № 15-2.pdf
    108.1 КБ · Просмотры: 239

Scar

Злой мышь
Команда форума
Вправе ли работодатель предусмотреть в штатном расписании организации должность специалиста по охране труда на 0,5 ставки, если общая численность работников более 300 человек?
Минтруд пишет, что не должно твк быть, но если сделает, имеет право...
Вводится должность, появляется ставка... Однако статья ничего не говорит про размер этой ставки. Так что берем на металлургический завод СОТа на 0,1 ставки и нормально))
 
Сверху