Данная тема - продолжение анонсированных ответов на вопросы по ЭМП, заданные в теме данного Форума «Вопросы для вебинара по ЭМП» https://lpsf.ru/threads/voprosy-dlja-vebinara-po-ehmp.213/ .
Среди прочих, был задан вопрос:
Вначале этот вопрос показался мне довольно простым с элементарным ответом типа: - если хотите, включайте. Обязательности включения этого параметра в Область аккредитации нет. Ведь, если говорить о СОУТ, то энергетическая экспозиция отсутствует в перечне обязательных к контролю факторов в статье 13 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Но, вникнув в его суть, я понял: в настоящее время этот вопрос является одним из наиважнейших для лабораторий, занимающихся СОУТ с учетом изменений требований в 426-ФЗ и планируемыми в связи с этим изменениями в Правила допуска к работам по СОУТ согласно постановлению Правительства РФ № 559. Ведь согласно Приложению № 17 к Методике СОУТ в радиочастотном диапазоне до 300 ГГц классы условий труда устанавливаются не по уровню измеряемого фактора (уровню напряженности электрического поля, напряженности магнитного поля или плотности потока энергии электромагнитного поля), а по величине энергетической экспозиции, соответствующей этим измеряемым характеристикам электромагнитного поля. Т.е. теперь ИЛ должны будут подтверждать, что могут измерять (оценивать) такой показатель, как энергетическая экспозиция для радиочастотного диапазона для всех классов условий труда.
Целесообразно рассмотреть две ситуации:
1. Когда ИЛ (организация) хочет войти в Реестр Минтруда;
2. Когда ИЛ (организация) уже находится в Реестре и подвергается проверкам со стороны Минтруда.
Для организаций, включаемых в реестр Минтруда, информация о необходимых возможностях ИЛ данной организации может быть получена только из Области аккредитации ИЛ. Соответственно, в таком случае включение энергетической экспозиции в ОА с требуемыми пределами оценки будет необходимо. Это будет подтверждением соответствия новым требованиям 426-ФЗ.
Но нужно иметь в виду, что при согласовании формулировок Области аккредитации могут быть проблемы с экспертами РА из-за пункта 11.10 приказа Росаккредитации от 25 января 2019 г. № 11 «Об утверждении методических рекомендаций по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра)».. Ведь в этом пункте сказано: если определяемый показатель (характеристика) является расчетным, то в графе "диапазон определения" ставится прочерк. Такой вариант, естественно, не решает вопроса, так как при такой записи в области аккредитации не будет доказательств, что лаборатория может контролировать уровень требуемого фактора во всех диапазонах классов условий труда. Но, я думаю, вопрос решаемый. Ведь Приказ РА № 11 - это всего лишь «рекомендации» по заполнению области аккредитации. Помочь вписать в Область аккредитации конкретные требуемые пределы по энергетической экспозиции может включенная в СМК лаборатории процедура ее оценки, о которой речь пойдет ниже.
Для лабораторий (организаций) которые уже находятся в Реестре Минтруда на право проведения СОУТ, наличие энергетической экспозиции в Области аккредитации ИЛ не так критично. Ведь если внимательно посмотреть формулировки действующей сейчас редакции Федерального закона № 426-ФЗ, то в них нет напрямую требования наличия в Области аккредитации необходимых уровней факторов (в том числе и энергетической экспозиции). Есть только требование о том, что ИЛ организации должна обеспечивать контроль факторов в требуемых диапазонах. И если лаборатория представит при проверках ГИТ какие-либо иные доказательства обеспечения контроля требуемых уровней факторов (а не запись в Области аккредитации), то претензий со стороны ГИТ по нарушению требований 426-ФЗ быть не должно.
Таким доказательством может быть разработка и внедрение в лаборатории процедуры расчета (процедуры измерения) энергетической экспозиции из результатов измерений ЭМП. Эта процедура, включенная в СМК, и будет доказательством при проверках ГИТ, что ИЛ выполняет требования части 4 статьи 12 426-ФЗ в части электромагнитных полей радиочастотного диапазона. Как конкретно будет оформлена эта процедура - зависит от построения СМК конкретной ИЛ.
Мои предложения по этой процедуре (по содержанию значимой части ее части) можете посмотреть в прикрепленном файле.
Конкретные цифры по контролируемым уровням в этой процедуре должны быть указаны в соответствии возможностями имеющихся в лаборатории методик и соответствующих им СИ.
Как назвать эту процедуру?. Целесообразно назвать это «Правилом». И тогда это Правило расчета энергетической экспозиции, включенное во вторую графу Области аккредитации наряду с методикой измерения параметров ЭМП даст, в том числе, возможность совершенно законно включить в Область аккредитации конкретные цифр по требуемым уровням энергетической экспозиции.
Теперь ответ на вторую часть вопроса: будет ли это работой вне области аккредитации, если энергетической экспозиции нет в ОА, простой. Все зависит от того, как у вас будет оформлен (точнее - как будет назван) протокол измерений.
Если это будет протокол измерения (оценки) энергетической экспозиции, то естественно, это будет работа вне области аккредитации.
А вот если это будет протокол измерения напряженности магнитного поля, напряженности электрического поля или плотности потока энергии и при этом в таблице измеренных значений будет попросту дополнительная графа (или будет дополнительный пункт протокола), где будут приведены рассчитанные значения энергетической экспозиции, то никакого нарушения не будет. Писать нужную дополнительную информацию в протокол нам позволяет подпункт «е» пункта 7.8.3.1 ГОСТ 17025-2019.
Среди прочих, был задан вопрос:
Есть ли необходимость иметь в ОА по ЭМП энергетическую экспозицию, которая является расчетной величиной из измеренного времени и измеренной величины. Является ли это работа вне области.
Вначале этот вопрос показался мне довольно простым с элементарным ответом типа: - если хотите, включайте. Обязательности включения этого параметра в Область аккредитации нет. Ведь, если говорить о СОУТ, то энергетическая экспозиция отсутствует в перечне обязательных к контролю факторов в статье 13 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Но, вникнув в его суть, я понял: в настоящее время этот вопрос является одним из наиважнейших для лабораторий, занимающихся СОУТ с учетом изменений требований в 426-ФЗ и планируемыми в связи с этим изменениями в Правила допуска к работам по СОУТ согласно постановлению Правительства РФ № 559. Ведь согласно Приложению № 17 к Методике СОУТ в радиочастотном диапазоне до 300 ГГц классы условий труда устанавливаются не по уровню измеряемого фактора (уровню напряженности электрического поля, напряженности магнитного поля или плотности потока энергии электромагнитного поля), а по величине энергетической экспозиции, соответствующей этим измеряемым характеристикам электромагнитного поля. Т.е. теперь ИЛ должны будут подтверждать, что могут измерять (оценивать) такой показатель, как энергетическая экспозиция для радиочастотного диапазона для всех классов условий труда.
Целесообразно рассмотреть две ситуации:
1. Когда ИЛ (организация) хочет войти в Реестр Минтруда;
2. Когда ИЛ (организация) уже находится в Реестре и подвергается проверкам со стороны Минтруда.
Для организаций, включаемых в реестр Минтруда, информация о необходимых возможностях ИЛ данной организации может быть получена только из Области аккредитации ИЛ. Соответственно, в таком случае включение энергетической экспозиции в ОА с требуемыми пределами оценки будет необходимо. Это будет подтверждением соответствия новым требованиям 426-ФЗ.
Но нужно иметь в виду, что при согласовании формулировок Области аккредитации могут быть проблемы с экспертами РА из-за пункта 11.10 приказа Росаккредитации от 25 января 2019 г. № 11 «Об утверждении методических рекомендаций по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра)».. Ведь в этом пункте сказано: если определяемый показатель (характеристика) является расчетным, то в графе "диапазон определения" ставится прочерк. Такой вариант, естественно, не решает вопроса, так как при такой записи в области аккредитации не будет доказательств, что лаборатория может контролировать уровень требуемого фактора во всех диапазонах классов условий труда. Но, я думаю, вопрос решаемый. Ведь Приказ РА № 11 - это всего лишь «рекомендации» по заполнению области аккредитации. Помочь вписать в Область аккредитации конкретные требуемые пределы по энергетической экспозиции может включенная в СМК лаборатории процедура ее оценки, о которой речь пойдет ниже.
Для лабораторий (организаций) которые уже находятся в Реестре Минтруда на право проведения СОУТ, наличие энергетической экспозиции в Области аккредитации ИЛ не так критично. Ведь если внимательно посмотреть формулировки действующей сейчас редакции Федерального закона № 426-ФЗ, то в них нет напрямую требования наличия в Области аккредитации необходимых уровней факторов (в том числе и энергетической экспозиции). Есть только требование о том, что ИЛ организации должна обеспечивать контроль факторов в требуемых диапазонах. И если лаборатория представит при проверках ГИТ какие-либо иные доказательства обеспечения контроля требуемых уровней факторов (а не запись в Области аккредитации), то претензий со стороны ГИТ по нарушению требований 426-ФЗ быть не должно.
Таким доказательством может быть разработка и внедрение в лаборатории процедуры расчета (процедуры измерения) энергетической экспозиции из результатов измерений ЭМП. Эта процедура, включенная в СМК, и будет доказательством при проверках ГИТ, что ИЛ выполняет требования части 4 статьи 12 426-ФЗ в части электромагнитных полей радиочастотного диапазона. Как конкретно будет оформлена эта процедура - зависит от построения СМК конкретной ИЛ.
Мои предложения по этой процедуре (по содержанию значимой части ее части) можете посмотреть в прикрепленном файле.
Конкретные цифры по контролируемым уровням в этой процедуре должны быть указаны в соответствии возможностями имеющихся в лаборатории методик и соответствующих им СИ.
Как назвать эту процедуру?. Целесообразно назвать это «Правилом». И тогда это Правило расчета энергетической экспозиции, включенное во вторую графу Области аккредитации наряду с методикой измерения параметров ЭМП даст, в том числе, возможность совершенно законно включить в Область аккредитации конкретные цифр по требуемым уровням энергетической экспозиции.
Теперь ответ на вторую часть вопроса: будет ли это работой вне области аккредитации, если энергетической экспозиции нет в ОА, простой. Все зависит от того, как у вас будет оформлен (точнее - как будет назван) протокол измерений.
Если это будет протокол измерения (оценки) энергетической экспозиции, то естественно, это будет работа вне области аккредитации.
А вот если это будет протокол измерения напряженности магнитного поля, напряженности электрического поля или плотности потока энергии и при этом в таблице измеренных значений будет попросту дополнительная графа (или будет дополнительный пункт протокола), где будут приведены рассчитанные значения энергетической экспозиции, то никакого нарушения не будет. Писать нужную дополнительную информацию в протокол нам позволяет подпункт «е» пункта 7.8.3.1 ГОСТ 17025-2019.