ЭСО - электроника в школах

Добрый день Анатолий и форумчане! Очень актуальный вопрос от всех родителей школьников. Сейчас школы все больше и больше напичкивают оборудованием - ЭМИ рамки-металлодетекторы на входе, Электронные (ЖК?) доски-дисплеи, wi-fi роутеры, планируются пропускные терминалы с биометрическими камерами, где-то проходят эксперименты по "предиктивные системы слежения за поведением детей с помощью нейро-сетей" и пр., и пр. Можете пожалуйста поделиться действующими нормами (многие СанПины отменили, изменили) -что можно, что нельзя, на что ссылаться, чтобы отмахаться от всего этого и не гробить здоровье детей? Будем очень признательны! Вы же сами наверняка папы-мамы.
 
Так как вопрос задан хоть и в моем блоге, но не только мне, а и другим форумчанам, я наверное, немного повременю с ответом (чтобы не навязывать собственное мнение) . Хотелось бы услышать вначале мнения, ответы, мысли других....
 
Сейчас школы все больше и больше напичкивают оборудованием - ЭМИ рамки-металлодетекторы на входе, Электронные (ЖК?) доски-дисплеи, wi-fi роутеры, планируются пропускные терминалы с биометрическими камерами, где-то проходят эксперименты по "предиктивные системы слежения за поведением детей с помощью нейро-сетей" и пр., и пр.
Все перечисленное, размещенное в немаленьких помещениях школы, воздействует на организм школьника в разы слабее дефолтного wi-fi роутера, который любезно установил провайдер в "обычногабаритную" двушку.
В которой, кроме него, на весьма ограниченном пространстве, находятся и используются:
- микроволновка (душевно бьющая микроволнами в заднюю стенку),
- сотовые, из которых подростки дома не вылезают (ну и при раздаче интернета на другие устройства сотовый тут же превращается в маленький роутер),
- ноутбуки и беспроводные девайсы (мыши, клавы, трекеры, умные колонки, камеры, беспроводные выключатели, умные розетки и т.п.), обменивающиеся сигналами по радиочастотам,
- индукционные плиты,
- дешевые энергосберегающие лампы и ноунем светодиодные навороты - их импульсные блоки питания могут генерировать ЭМП в непредсказуемом диапазоне и разной мощности,
- пульты с инфракрасными светодиодами, каждый раз переключая канал или убавляя громкость вы испускаете электромагнитный импульс.
И ко всему этому стоит добавить отчаянную любовь "переносить розетки и выключатели" создавая паутину проводов по всей квартире и превращая её в большой соленоид, внутри которого постоянно стоит электромагнитный шум.

p.s. В школе ребенок находится всего 5-7 уроков, а в доме - все остальное время.

p.p.s. Мы просто не замечаем того, что ЭМП на нас в быту воздействует намного больше и чаще, чем там, где мы это привыкли оценивать.
 
Последнее редактирование:
Все перечисленное, размещенное в немаленьких помещениях школы, воздействует на организм школьника в разы слабее дефолтного wi-fi роутера, который любезно установил провайдер в "обычногабаритную" двушку.
В которой, кроме него, на весьма ограниченном пространстве, находятся и используются:
- микроволновка (душевно бьющая микроволнами в заднюю стенку),
- сотовые, из которых подростки дома не вылезают (ну и при раздаче интернета на другие устройства сотовый тут же превращается в маленький роутер),
- ноутбуки и беспроводные девайсы (мыши, клавы, трекеры, умные колонки, камеры, беспроводные выключатели, умные розетки и т.п.), обменивающиеся сигналами по радиочастотам,
- индукционные плиты,
- дешевые энергосберегающие лампы и ноунем светодиодные навороты - их импульсные блоки питания могут генерировать ЭМП в непредсказуемом диапазоне и разной мощности,
- пульты с инфракрасными светодиодами, каждый раз переключая канал или убавляя громкость вы испускаете электромагнитный импульс.
И ко всему этому стоит добавить отчаянную любовь "переносить розетки и выключатели" создавая паутину проводов по всей квартире и превращая её в большой соленоид, внутри которого постоянно стоит электромагнитный шум.

p.s. В школе ребенок находится всего 5-7 уроков, а в доме - все остальное время.

p.p.s. Мы просто не замечаем того, что ЭМП на нас в быту воздействует намного больше и чаще, чем там, где мы это привыкли оценивать.
О! Возможно, вы не знаете планы по обеспеченности ЭСО (электронных средств обучения) в школах. И тех же сотовых, при огромном скоплении людей в одном помещении (классах, раздевалка, столовых - сейчас школы очень перуплотнены, нормы Советских времен не соблюдаются, по 30+ человек в классах) - гораздо больше, чем в квартире. И компьютеры сейчас уже в каждом классе у учителя. + вай-фай роутеры в школах, на каждом этаже как минимум, возможно, и в классах уже. и эти доски мультимедийные - и в классах, и в холлах. + рамки на входах + видеокамеры уже где-то внутри школы - в общем школа сейчас ОЧЕНЬ даже насыщенный электроникой объект получается.
 
И как раз дома дети сейчас бывают в основном вечер-ночь-раннее утро. Все остальное время- в образовательных организациях, которые так или иначе, где больше, где меньше, напичканы электроникой. А уж какие вышки сотовой связи стоят почему то аккурат около школ, спортивных школ (по своему району сужу) - это вообще жуть!
 
Так как вопрос задан хоть и в моем блоге, но не только мне, а и другим форумчанам, я наверное, немного повременю с ответом (чтобы не навязывать собственное мнение) . Хотелось бы услышать вначале мнения, ответы, мысли других....
Анатолий, буду очень признательна и за Ваше мнение!
 
Добрый день Анатолий и форумчане! Очень актуальный вопрос от всех родителей школьников. Сейчас школы все больше и больше напичкивают оборудованием - ЭМИ рамки-металлодетекторы на входе, Электронные (ЖК?) доски-дисплеи, wi-fi роутеры, планируются пропускные терминалы с биометрическими камерами, где-то проходят эксперименты по "предиктивные системы слежения за поведением детей с помощью нейро-сетей" и пр., и пр. Можете пожалуйста поделиться действующими нормами (многие СанПины отменили, изменили) -что можно, что нельзя, на что ссылаться, чтобы отмахаться от всего этого и не гробить здоровье детей? Будем очень признательны! Вы же сами наверняка папы-мамы.
В начале своего ответа я хотел бы сказать, что в полностью согласен с тем, что написал здесь EUGEN. «Электромагнитная насыщенность» в современных квартирах (если учитывать и внешние для каждой квартиры электромагнитные поля) в целом ничуть не меньше, чем в других местах.
Вот несколько примеров в доказательство этого. Откройте на своем компьютере (ноутбуке, смартфоне) меню сетевых настроек и посмотрите: сколько доступных сетей Wi-Fi высветится у вас на экране. И будет таких доступных сетей (точнее - доступных излучающих роутеров) не менее десятка (а то и более).
И это абсолютно объяснимо. Wi-Fi сеть есть сейчас практически в каждой квартире многоквартирного городского дома - и в квартирах «над вами», и в квартирах «под вами», и в соседних квартирах на вашем этаже. И абсолютно не исключено, что не так уж и малая часть этих излучающих устройств (о вредности которых здесь идет обсуждение) располагаются по факту на весьма незначительном расстоянии от ваших детей (например, за стеной соседней квартиры или под потолком квартиры, которая внизу под вашей квартирой).
И, думаю, согласитесь со мною, что расстояние от такого «чужого» излучающего роутера ребенка в квартире может быть при этом намного меньше, чем то расстояние, на котором такой же роутер будет располагаться от ребенка в школе.
Или еще. Вот, например, высказывается обеспокоенность, что вышки сотовой связи «растут как грибы» и, в основном, у школ. А ведь это, на самом деле, только на пользу с точки зрения снижения воздействия электромагнитных полей от средств связи на школьников. Объясняю: почему это так. При работе систем сотовой связи на человека действуют ЭМП, излучаемые самой вышкой сотовой связи и ЭМП, излучаемые мобильными телефонами (как мобильным телефоном самого его владельца, так и мобильными телефонами окружающих).
Вначале о возможной «вредности» для школьников излучений самих вышек.
Приведу здесь выдержку из одной статьи написанных мною в 2018 году серии статей «Электромагнитные поля. Источники, механизмы возникновения, нормирование, измерение, способы снижения» (эти статьи имеются в разделе «Библиотека» данного форума):
«Наибольшую обеспокоенность в настоящее время по понятным причинам у людей вызывают излучения базовых станций сотовой связи. На самом деле, все не так страшно. Если вы посмотрите на излучающие антенны сотовой связи, то увидите, что это узкие прямоугольники, расположенные вертикально. Горизонтальная сторона прямоугольников маленькая, вертикальная сторона - большая. И то, что я сейчас написал, является принципиальным для безопасности окружающих. Антенна, которая является протяженной по вертикали, имеет узкую диаграмму направленности в вертикальной плоскости (это физика: чем больше размер любой антенны в какой-то плоскости - тем более узкую диаграмму направленности имеет антенна в этой плоскости). В соответствии с этим основная энергия от передающих антенн сотовой связи распространяется от антенны, горизонтально - в виде узкого горизонтального луча. И если по высоте передающие антенны базовой станции располагаются выше близлежащих строений (жилых домов, общественных и производственных зданий), то никакой реальной опасности для окружающих такая базовая станция не представляет. Реальная опасность для работников, для населения может возникнуть в том случае, когда передающие антенны базовых станций находятся на одной с ними высоте. Но и в такой ситуации гигиенические нормативы по допустимым уровням электромагнитных полей при существующих мощностях излучений базовых станций реально могут быть превышенными только на малых расстояниях (менее 20-30 метров) от вышек сотовой связи.»
Обратите внимание на предпоследнее предложение приведенной мною цитаты: реальную опасность в определенных условиях излучения вышек сотовой связи (базовых станций) могут представлять только в том случае, если человек располагается по высоте на уровне излучающих антенн этих станций (например, на верхних этажах многоэтажных городских зданий). И не исключено, что именно поэтому вышки эти ставят не у многоэтажных жилых зданий, а у зданий пониженной этажности (которыми являются школы, спортивные школы) и где они по этой причине (по причине пониженной этажности зданий) не могут никогда принести реального вреда.
Перейдем теперь к излучениям самих сотовых телефонов. А здесь ситуация такая. Ведь общеизвестно, что чем ближе к работающему телефону находится базовая станция - тем менее мощный сигнал излучается телефоном как в «дежурном» режиме, так и во время разговора по нему. И подтверждение этому есть самое прямое: чем дальше сотовый телефон находится от базовой станции, чем меньше сигнал базовой станции, тем быстрее разряжается батарея телефона из-за того, что телефону приходится увеличивать мощность излучаемого им сигнала для поддержания связи с базовой станцией. Ближе базовая станция - меньше излучаемая каждым из включенных телефонов мощность, требуемая для поддержания связи с базовой станцией. Так что получается, что близко расположенная к школе вышка сотовой связи - это нам самом деле благо. Это фактор, способствующий снижению (как объяснено выше) уровней воздействующих в школах электромагнитных полей от имеющихся у школьников их сотовых телефонов.
Теперь, Ирина, ответ на Ваш вопрос о нормах, на которые можно, при необходимости, сослаться. Вы правильно написали, что в рамках реализованной в 2020 году «регуляторной гильотины» многий СанПиН были отменены. Но… отмена этих многих СанПиН отнюдь не означает, что исчезли действующие ранее нормы. Если говорить об электромагнитных полях то все (точнее - практически все за исключением норм на электромагнитные поля на рабочих местах с ПЭВМ) нормы на электромагнитные поля остались в их неизменном виде. Просто теперь эти нормы не «разбросаны» по многим СанПиН, а содержатся в двух документах. Это:
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека среды обитания» (которые распространяются также и на школы) и
- СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в разделе XIII которых установлены санитарно-эпидемиологические требования к размещению и эксплуатации радиоэлектронных средств.
По состоянию на настоящий момент остались действующими для госконтроля до января 2022 года также СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 (с изменением № 1).
Есть еще один документ: «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору)», утвержденные Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299, в подразделе 5 раздела 7 которых есть требования к электромагнитным полям, которые (требования) должны обеспечивать технические средства на рабочих местах. Но нормы на ЭМП от технических средств на рабочих местах в этом документе идентичны нормам на ЭМП в упомянутых выше СанПиН.

А вот комментарии к этой информации:
в качестве вводной информации- как хотят "начинить" школы - https://ouzs.ru/news/analiz-proekta...kol-oborudovaniem-v-ramkakh-realizatsii-tsos/
и комментарии к упомянутым в ней "Гигиеническм нормативам..." я дам попозже. И комментари эти будут отнюдь не хвалебными....
 
Спасибо за ответ. Буду по мере сил изучать общие СанПины и очень жду Ваших комментариев конкретно по оснащению школ
 
В начале своего ответа я хотел бы сказать, что в полностью согласен с тем, что написал здесь EUGEN. «Электромагнитная насыщенность» в современных квартирах (если учитывать и внешние для каждой квартиры электромагнитные поля) в целом ничуть не меньше, чем в других местах.
Вот несколько примеров в доказательство этого. Откройте на своем компьютере (ноутбуке, смартфоне) меню сетевых настроек и посмотрите: сколько доступных сетей Wi-Fi высветится у вас на экране. И будет таких доступных сетей (точнее - доступных излучающих роутеров) не менее десятка (а то и более).
И это абсолютно объяснимо. Wi-Fi сеть есть сейчас практически в каждой квартире многоквартирного городского дома - и в квартирах «над вами», и в квартирах «под вами», и в соседних квартирах на вашем этаже. И абсолютно не исключено, что не так уж и малая часть этих излучающих устройств (о вредности которых здесь идет обсуждение) располагаются по факту на весьма незначительном расстоянии от ваших детей (например, за стеной соседней квартиры или под потолком квартиры, которая внизу под вашей квартирой).
И, думаю, согласитесь со мною, что расстояние от такого «чужого» излучающего роутера ребенка в квартире может быть при этом намного меньше, чем то расстояние, на котором такой же роутер будет располагаться от ребенка в школе.
Или еще. Вот, например, высказывается обеспокоенность, что вышки сотовой связи «растут как грибы» и, в основном, у школ. А ведь это, на самом деле, только на пользу с точки зрения снижения воздействия электромагнитных полей от средств связи на школьников. Объясняю: почему это так. При работе систем сотовой связи на человека действуют ЭМП, излучаемые самой вышкой сотовой связи и ЭМП, излучаемые мобильными телефонами (как мобильным телефоном самого его владельца, так и мобильными телефонами окружающих).
Вначале о возможной «вредности» для школьников излучений самих вышек.
Приведу здесь выдержку из одной статьи написанных мною в 2018 году серии статей «Электромагнитные поля. Источники, механизмы возникновения, нормирование, измерение, способы снижения» (эти статьи имеются в разделе «Библиотека» данного форума):
«Наибольшую обеспокоенность в настоящее время по понятным причинам у людей вызывают излучения базовых станций сотовой связи. На самом деле, все не так страшно. Если вы посмотрите на излучающие антенны сотовой связи, то увидите, что это узкие прямоугольники, расположенные вертикально. Горизонтальная сторона прямоугольников маленькая, вертикальная сторона - большая. И то, что я сейчас написал, является принципиальным для безопасности окружающих. Антенна, которая является протяженной по вертикали, имеет узкую диаграмму направленности в вертикальной плоскости (это физика: чем больше размер любой антенны в какой-то плоскости - тем более узкую диаграмму направленности имеет антенна в этой плоскости). В соответствии с этим основная энергия от передающих антенн сотовой связи распространяется от антенны, горизонтально - в виде узкого горизонтального луча. И если по высоте передающие антенны базовой станции располагаются выше близлежащих строений (жилых домов, общественных и производственных зданий), то никакой реальной опасности для окружающих такая базовая станция не представляет. Реальная опасность для работников, для населения может возникнуть в том случае, когда передающие антенны базовых станций находятся на одной с ними высоте. Но и в такой ситуации гигиенические нормативы по допустимым уровням электромагнитных полей при существующих мощностях излучений базовых станций реально могут быть превышенными только на малых расстояниях (менее 20-30 метров) от вышек сотовой связи.»
Обратите внимание на предпоследнее предложение приведенной мною цитаты: реальную опасность в определенных условиях излучения вышек сотовой связи (базовых станций) могут представлять только в том случае, если человек располагается по высоте на уровне излучающих антенн этих станций (например, на верхних этажах многоэтажных городских зданий). И не исключено, что именно поэтому вышки эти ставят не у многоэтажных жилых зданий, а у зданий пониженной этажности (которыми являются школы, спортивные школы) и где они по этой причине (по причине пониженной этажности зданий) не могут никогда принести реального вреда.
Перейдем теперь к излучениям самих сотовых телефонов. А здесь ситуация такая. Ведь общеизвестно, что чем ближе к работающему телефону находится базовая станция - тем менее мощный сигнал излучается телефоном как в «дежурном» режиме, так и во время разговора по нему. И подтверждение этому есть самое прямое: чем дальше сотовый телефон находится от базовой станции, чем меньше сигнал базовой станции, тем быстрее разряжается батарея телефона из-за того, что телефону приходится увеличивать мощность излучаемого им сигнала для поддержания связи с базовой станцией. Ближе базовая станция - меньше излучаемая каждым из включенных телефонов мощность, требуемая для поддержания связи с базовой станцией. Так что получается, что близко расположенная к школе вышка сотовой связи - это нам самом деле благо. Это фактор, способствующий снижению (как объяснено выше) уровней воздействующих в школах электромагнитных полей от имеющихся у школьников их сотовых телефонов.
Теперь, Ирина, ответ на Ваш вопрос о нормах, на которые можно, при необходимости, сослаться. Вы правильно написали, что в рамках реализованной в 2020 году «регуляторной гильотины» многий СанПиН были отменены. Но… отмена этих многих СанПиН отнюдь не означает, что исчезли действующие ранее нормы. Если говорить об электромагнитных полях то все (точнее - практически все за исключением норм на электромагнитные поля на рабочих местах с ПЭВМ) нормы на электромагнитные поля остались в их неизменном виде. Просто теперь эти нормы не «разбросаны» по многим СанПиН, а содержатся в двух документах. Это:
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека среды обитания» (которые распространяются также и на школы) и
- СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в разделе XIII которых установлены санитарно-эпидемиологические требования к размещению и эксплуатации радиоэлектронных средств.
По состоянию на настоящий момент остались действующими для госконтроля до января 2022 года также СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 (с изменением № 1).
Есть еще один документ: «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору)», утвержденные Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299, в подразделе 5 раздела 7 которых есть требования к электромагнитным полям, которые (требования) должны обеспечивать технические средства на рабочих местах. Но нормы на ЭМП от технических средств на рабочих местах в этом документе идентичны нормам на ЭМП в упомянутых выше СанПиН.

А вот комментарии к этой информации:

и комментарии к упомянутым в ней "Гигиеническм нормативам..." я дам попозже. И комментари эти будут отнюдь не хвалебными....
Анатолий, добрый день! Очень жду Ваших комментариев, которые Вы хотели дать чуть позже
 
Ирина, помню....помню. Но.... дела...
Постараюсь написать эти комментарии в первой половине недели
🙏🙏🙏 если удобнее, можно на личную почту ответит, "без заморочек", хотя бы широкими мазками обозначить, какие документы смотреть, на что обращать внимание. А то с этой заменой СанПинов, пыталась разбораться, запуталась в версиях. Почта imaltseva@inbox.ru
 
если удобнее, можно на личную почту ответит, "без заморочек", хотя бы широкими мазками обозначить, какие документы смотреть, на что обращать внимание. А то с этой заменой СанПинов, пыталась разбораться, запуталась в версиях
Ирина, я что-то не понял причину такого вопроса. Ведь я своем первом сообщении, как мне представляется, четко и однозначно ответил на этот Ваш вопрос по действующим сейчас документам:
Теперь, Ирина, ответ на Ваш вопрос о нормах, на которые можно, при необходимости, сослаться. Вы правильно написали, что в рамках реализованной в 2020 году «регуляторной гильотины» многий СанПиН были отменены. Но… отмена этих многих СанПиН отнюдь не означает, что исчезли действующие ранее нормы. Если говорить об электромагнитных полях то все (точнее - практически все за исключением норм на электромагнитные поля на рабочих местах с ПЭВМ) нормы на электромагнитные поля остались в их неизменном виде. Просто теперь эти нормы не «разбросаны» по многим СанПиН, а содержатся в двух документах. Это:
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека среды обитания» (которые распространяются также и на школы) и
- СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в разделе XIII которых установлены санитарно-эпидемиологические требования к размещению и эксплуатации радиоэлектронных средств.
По состоянию на настоящий момент остались действующими для госконтроля до января 2022 года также СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 (с изменением № 1).
Есть еще один документ: «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору)», утвержденные Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299, в подразделе 5 раздела 7 которых есть требования к электромагнитным полям, которые (требования) должны обеспечивать технические средства на рабочих местах. Но нормы на ЭМП от технических средств на рабочих местах в этом документе идентичны нормам на ЭМП в упомянутых выше СанПиН.
Или Ваш этот вопрос о чем-то другом? Тогда о чем?
 
какие документы смотреть, на что обращать внимание.
Прошу прощения забыл в предыдущем своем сообщении уточнить:
- А обращать внимание в этих документах нужно на нормы по электромагнитным полям того частотного диапазона (из всех, имеющихся в данных документах частотных диапзонов), в котором работают устройства сотовой связи и Wi-Fi. Это частотные диапазоны "300 МГц - 300 ГГц" ("0,3-300 ГГц") и "300 МГц - 2600 МГц".
 
Спасибо, буду ждать первой половины след.недели. Спасибо за ссылки на документы и на моменты, требующие внимания. Попробую зарыться во все это.... не знаю, разберусь ли , не будучи специалистом.
 
В СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" столько всего! :unsure:o_O:(. Нашла какую-то таблицу, по этим частотам. + там есть по частотам 50 Гц. Это то, что нужно? И что дальше с этим делать? Проверять инструкции к ЭСО (электронные средства обучения -интерактивные доски, роутеры вай-файл, компьютеры?)? А фактические показатели где брать? Должны быть какие-то протоколы испытаний? Акты замера? Какой пакет документов должен сопровождать ЭСО?


1630884523723.png
 
Ирина, Ваш последний вопрос требует обстоятельного ответа. Так что выбирайте: либо я вначале отвечаю на то, что обещал (а затем уже на этот Ваш вопрос), либо отвечаю вначале на этот Ваш вопрос, а уже потом, попозже пишу обещанные ранее комментарии
 
Ирина, Ваш последний вопрос требует обстоятельного ответа. Так что выбирайте: либо я вначале отвечаю на то, что обещал (а затем уже на этот Ваш вопрос), либо отвечаю вначале на этот Ваш вопрос, а уже потом, попозже пишу обещанные ранее комментарии
Ответьте уже что-нибудь пожалуйста, 🙏 :)что для Вас быстрее.
 
Назад
Сверху